Организацию образования детей, которые кочуют вместе с родителями, также предложили включить в нацпроект "Образование"
Поддержка и развитие кочевого образования могут войти в государственную программу «Дети Арктики». Такое предложение власти Якутии направили в Совет Федерации, сообщила ТАСС председатель комитета парламента республики по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Федосия Габышева.
Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил Минвостокразвития, Минпросвещения, Минтруду и Минфину России до конца мая проработать вопрос об источниках финансирования программы «Дети Арктики» и о возможности ее включения в государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
«Отсутствуют организационные и финансовые механизмы, обеспечивающие систему кочевого обучения, необходимо создавать материально-техническую базу в местах кочевий. Имеется дефицит разработанных методик обучения и воспитания детей с учетом особенностей кочевого образа жизни, а также учебников, учебных пособий и дидактических материалов, адаптированных для таких детей. И поэтому мы предложили включить поддержку кочевого образования в программу «Дети Арктики», — сказала Габышева, отметив, что предложение направлено в Совет Федерации.
В числе ключевых проблем кочевого образования Габышева также назвала отсутствие системы подготовки педагогов со знанием языка, культуры и традиционного хозяйствования жителей тундры, которые могли бы полноценно обеспечивать образование в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Депутат также предложила включить организацию образования детей, которые вместе с родителями ведут кочевой или полукочевой образ жизни, в нацпроект «Образование». Кроме того, по мнению Габышевой, необходимо предусмотреть федеральное субсидирование регионов для малокомплектных и кочевых школ в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Это нужно для покупки дополнительного оборудования и материалов.
О кочевом образовании
В Арктической зоне Российской Федерации живут около 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов. Круглогодично в Арктике кочуют около 20 тыс. тундровиков с семьями. Существуют две формы общего образования, которые доступны детям из таких семей — это школа-интернат и кочевая школа.
В советский период школы-интернаты были универсальной формой обучения для детей коренных малочисленных народов. В числе негативных сторон такой формы обучения специалисты отмечают трудности адаптации ребенка в поселке, отрыв от семьи, резкую смену обстановки и культурной среды. Альтернативой для общин коренных народов было предложено развитие «красных чумов» и в дальнейшем кочевых школ.
Как отметила руководитель центра кочевого образования филиала федерального института родных языков в Якутске Наталья Ситникова, такие школы появились в России в начале советского периода. «Затем на долгое время они прекратили свою деятельность, а в начале 1990-х годов наряду с обновлением национальных школ начали открываться снова. Среди первых — кочевые школы в Оленекском и Момском улусах Якутии. С 2005 года в Якутии реализован проект ЮНЕСКО, разработаны научные основы, создано региональное законодательство о кочевых школах. В регионе функционирует уже десяток кочевых подразделений с охватом около ста детей», — рассказала Ситникова.
Примеру Якутии последовали в Амурской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре. В 2016 году проект Ямало-Ненецкого автономного округа «Кочевая школа» был представлен в ООН. Ямал стал пилотным регионом по внедрению подобной формы обучения для детей дошкольного возраста. На его территории в местах кочевий образование предоставляют 22 образовательных организации: 17 кочевых детских садов и пять школ. «Кочевым образованием» охвачено свыше 200 детей кочевников. «Важно, что проект «Кочевая школа» направлен на максимальное приближение обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий, обучение и воспитание может проводиться как в стойбищах, так и во время кочевок», — добавила руководитель центра.
По ее словам, новые возможности по обеспечению доступности и высокого качества образования, в том числе и дополнительного, в Арктической зоне РФ открывают и новые цифровые технологии. В рамках национального проекта «Образование» все школы страны должны быть подключены к высокоскоростному бесплатному интернету, что позволит учащимся в удаленных и труднодоступных районах шире использовать возможности онлайн-образования, а учителям — дистанционно повышать свою квалификацию. Кроме того, это позволит решить вопрос дефицита кадров в отдаленных районах.
Коренные народы Арктики
В восьми арктических регионах России 4 676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В кочевых семьях 6 569 детей, из них дошкольного возраста — 2 203, школьного возраста — 4 366 детей. Семьям, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни, оказывается социальная поддержка. Для этого бюджетам муниципальных образований выделяются субвенции на обеспечение обучения их детей интернатами, проездом в стойбища и обратно авиационным видом транспорта.
Источник: ТАСС
Зрителям завязали глаза и дали ощутить концерт в принципиально новом жанре
В спортзале Алданской гимназии занимаются пятью видами спорта. Сегодня зал используется для проведения школьных уроков по…
Ребятам предстоит пройти курс обучения основам железнодорожного ремесла
Опытный путешественник из Мирного планирует пройти за три месяца от самой южной точки до самой…
Маршруты автобусов перестроят на время мероприятий в честь Дня Победы
За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима предусмотрены штрафы