Какая поддержка нужна отечественной киноиндустрии рассказал ректор ВГИК имени С.А. Герасимова
Какая поддержка нужна отечественной киноиндустрии после введенных Западом санкций и о роли хорошего кино в воспитании молодежи «Парламентской газете» рассказал ректор Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова Владимир Малышев., сообщает «Парламентская газета».
— Владимир Сергеевич, голливудская киноиндустрия, по сути, объявила бойкот нашей стране. Россияне лишились возможности смотреть на большом экране фильмы Disney, Warner Bros. Есть ли нам чем заменить западные фильмы?
— Прямо сейчас сделать это, конечно, очень сложно. С начала перестройки молодым поколениям прививали, скажем так, особый вкус. Потом, в 2000-х годах, отечественная кинематография все-таки пришла в себя, начались крупные проекты. В последние десять лет у нас появились уже российские блокбастеры, сборы которых превышали рекордные сборы известных западных фильмов, то есть потенциал есть. Но здесь тоже многое зависит от финансовых вливаний. К сожалению, весь бюджет на российское кинопроизводство сопоставим с затратами на создание одного среднего американского фильма. А ведь сейчас молодежь не привыкла к тому, чтобы, условно говоря, два актера весь фильм ходили и говорили о смысле жизни. Всем нужны эффекты, новые технологии — это все дело затратное. Мы должны понимать, что выросли новые поколения и у них другие стандарты восприятия кинематографа.
— Но свет в конце тоннеля есть?
— Безусловно. В данный момент ситуация для отечественного кинематографа не очень простая, тем не менее уверен, что это как раз взбодрит наших мастеров и даст им шанс проявить себя в больших проектах. Однако большой проект снимается года два. То есть сиюминутно, завтра, сделать это, к сожалению, не удастся. Но уверен, что через пару лет мы уже увидим результаты перестройки.
— Какая поддержка сейчас в первую очередь нужна кинематографии?
— Банально, но все-таки деньги. Кинотеатры сейчас подсели: они очень много собирали на американских фильмах, даже несмотря на то, что блокбастеров среди них было мало. Однако американцы что делали? Прицепляли к одному блокбастеру по 60 картин середняка и этого хватало кинотеатрам почти на весь год. На блокбастерах они отыгрывали деньги, у остальных фильмов была средняя посещаемость, однако экран был закрыт, проблем не было. Так что сейчас кинотеатрам очень нужна поддержка. Если, условно говоря, им нечем будет за коммуналку платить, то у нас опять автомобильные салоны начнут открываться вместо кинотеатров.
— Стоит ли нам в дальнейшем, учитывая этот опыт, изменить систему кинопоказов?
— Почему бы и нет? Например, во Франции после войны создали ассоциацию кинолюбителей. И эта ассоциация настояла, чтобы 40 процентов экранного времени в кинотеатрах занимало отечественное кино. И вот с 50-х годов до сегодняшнего дня там 40 процентов — французские фильмы. И никто из французов не возмущается — они привыкли. Я считаю, что на самом деле российское кино намного более вдумчивое, намного более душевное и, конечно, оно нам ближе: человек смотрит и понимает: это же как в моей жизни, и это заставляет его задуматься, что-то оценить. Всевозможные «пиф-пафы» хороши для развлечения, но глубины в них нет.
— Появляются ли у зрителей какие-то новые запросы и надо ли под них подстраиваться?
— Конечно, жизнь ведь на месте не стоит. Например, очень стало цениться короткометражное кино, минут по 15. Молодежь хочет сесть в метро, и пока едет 4-5 остановок, от начала до конца посмотреть фильм. Надо приспосабливаться? Надо! Если мы хотим, чтобы молодежь смотрела российское кино, надо делать его таким, чтобы ей было интересно. Но это целая система. А если просто бездумно влить средства, они распылятся и все. Если же государство заказывает кино, платит за него деньги, надо и спрашивать строже. Надо привлечь социологов, психологов, ученых, которые проведут исследования и скажут, чем зрителей, особенно молодых, заинтересовать. Как создать такие фильмы, которые им понравятся. Американцы это изучают и действуют на опережение, пытаясь понять, что будет через пять лет, каким будет новое поколение, что ему будет нравиться.
— Какова роль патриотического кино в воспитании молодежи? Ориентируете ли вы своих студентов на создание таких фильмов?
— Патриотическим воспитанием важно заниматься, начиная с детского сада, объяснять детям, «что такое хорошо и что такое плохо» на примере из сказок. По команде патриотом не станешь. На мой взгляд, нам нужна государственная программа воспитания молодежи, детей в духе патриотизма, высокой нравственности. Умная, многоступенчатая программа: для младшего, школьного, студенческого возраста. Если наши дети, молодежь сидят в Интернете, значит, нам надо тоже работать в Интернете, потому что просто словами и командами «Будь патриотом!» ничего не добьешься. Это должно и через мозги, и через сердце проходить. Нужно ли патриотическое кино? Конечно! Но если оно плохо сделано, шаблонно, оно вызывает просто смех и сделает только хуже. Такие фильмы, к сожалению, в недавнем прошлом были. И посмотрите для сравнения, какие фильмы делали фронтовики, которые после Победы пришли во ВГИК.
ФОТО: Андрей Никеричев / АГН Москва
l
Органы госвласти и общественные организации обсудят взаимодействие по работе с участниками СВО
Награждение прошло в Южно-Сахалинске
Проект реализуется в рамках национального проекта «Цифровая экономика»
АЛРОСА выступает в качестве постановщика задачи и помогает ИТ-компаниям создавать качественные отраслевые продукты
Всего расселено 749,43 тысяч квадратных метров аварийного жилья
Мероприятие состоялось в Санкт-Петербурге