Вечная мерзлота в Сибири, на Аляске и в Канаде не только тает, но и становится более теплой – средние температуры промороженной почвы в заполярье в среднем выросли на 0,4 градуса Цельсия за последние десять лет. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой публикации российских и зарубежных исследователей в журнале Nature Communications.
«Мы просто констатируем то, что температуры грунта в большинстве скважин выросли. Мы не пытались раскрыть причины этого или дать прогнозы на будущее», — прокомментировал открытие Андрей Абрамов, ученый из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН в Пущино.
В последние годы климатологи всерьез обеспокоились тем, что потепление Арктики приведет к быстрому исчезновению всех запасов вечной мерзлоты, возникших в почве Сибири, Аляски и приполярных регионов Канады во времена последнего оледенения. По текущим прогнозам, примерно треть вечной мерзлоты в южных регионах Сибири и Аляски исчезнет к концу текущего столетия.
Таяние вечной мерзлоты, как сегодня считают ученые, высвободит огромное количество органики, вмерзшей в почву и накапливавшейся там за миллионы лет оледенения. Эти растительные и животные останки начнут гнить, выделяя метан и углекислоту в атмосферу, а также гореть в ходе стихийных пожаров, что еще больше ускорит глобальное потепление.
Абрамов и его коллеги, в том числе многие другие российские ученые, заинтересовались не тем, как быстро сокращается площадь вечной мерзлоты, а несколько иной, но связанной с этим проблемой – как быстро меняется ее температура.
Подобные сведения важны для климатологов и почвоведов сразу по нескольким причинам. Во-первых, они позволяют более точно прогнозировать то, с какой скоростью будет таять вечная мерзлота в будущем. Во-вторых, от нее зависит то, с какой скоростью разлагается органика, вмороженная в еще не растаявшую почву или же освобожденная от льда относительно недавно.
До 2009 года, как отмечают исследователи, подобные наблюдения не проводились, из-за чего в научном сообществе не было консенсуса насчет того, чем вызвано таяние вечной мерзлоты – потеплением воздуха или другими процессами, прогревается ли почва и как этот рост температур, если он есть, будет влиять на ее состояние в будущем.
Российские почвоведы и их зарубежные коллеги восполнили этот недостаток, пробурив свыше 150 скважин в разных уголках Арктики, Антарктики и в горах Азии, где сегодня присутствуют постоянные или временные слои вечной мерзлоты.
Как оказалась, вечная мерзлота стала заметно теплее во всех уголках мира, однако эти изменения далеко не везде были одинаковыми. К примеру, в горах температуры промороженной почвы выросли на 0,19 градуса Цельсия, тогда как в некоторых уголках Якутии они были почти на порядок выше – 1,15 градуса.
Что интересно, «южные» залежи пострадали от глобального потепления сильнее, чем арктические запасы мерзлого грунта – температура первых выросла на 0,1 градуса Цельсия больше.
Сопоставив эти тренды с тем, как менялись температуры воздуха в тех точках Заполярья и гор, где были пробурены шахты, ученые не нашли четкой связи между процессами в атмосфере и в почве. С другой стороны, скорость потепления вечной мерзлоты в целом соответствовала тому, насколько быстро теплел тот или иной регион Арктики или гор.
Вне зависимости от того, что породило этот эффект, подобные результаты наблюдений, как отмечают ученые, говорят о том, что температуры промороженной почвы продолжат расти в ближайшее годы.
Как именно это повлияет на ее состояние, пока не понятно — таяние вечной мерзлоты пока тормозится тем, что часть тепла «съедается» льдом при превращении из твердого состояния в жидкую воду. Тем не менее, авторы статьи предполагают, что этот процесс ускорит разложение органики и глобальное потепление.
На Земле прошла сильнейшая магнитная буря
На сегодня в вузе действуют 49 образовательных программ
Об этом сообщили на еженедельном брифинге по оснащению участников СВО
Обслуживанием данного участка сезонной дороги занимается ЗАО «Дороги Саха»
Возбуждено уголовное дело об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью
Артур Орлов встретился с кадетами