Categories: Главное Инновации

В Якутии создали цифровой помощник Управления ЗАГСа «Саина»

Чат-бот обладает знаниями в сфере записей актов гражданского состояния и генерирует осмысленные ответы

Управление ЗАГСа Якутии создало новый цифровой помощник «Саина». Презентация виртуального ассистента, использующего искусственный интеллект и обладающего знаниями в сфере записей актов гражданского состояния, состоялась в пятницу, 1 августа. Данный чат-бот возьмет на себя 68% всех обращений, поступающих в отделения ЗАГСа республики.

«Сотрудники Управления ЗАГСа из всех районов Якутии и Якутска совместно со специалистами Республиканского центра технической информации в течение года наполняли цифровой помощник «Саину» контентом и обучали ее, чтобы она могла отвечать на вопросы, которые обычно возникают у людей при обращении в ЗАГС. В отличие от других чат-ботов «Саина» не предлагает варианты ответа в блок-схемах, а расшифровывает любое обращение пользователя и выдает релевантные ответы. Ее запускают в тестовом режиме с 1 августа», – отметила заместитель председателя правительства региона Ольга Балабкина.

«Саина» базируется на чат-боте в мессенджере «Телеграм» и использует отечественную модель искусственного интеллекта GigaChat, разработанного Сбербанком. Руководитель Управления ЗАГСа Дария Слепцова отметила, что их виртуальный ассистент – полностью якутский продукт, так как разработчики РЦТИ создали «Саину», не привлекая сторонние IT-компании.

Фото: Саргын Скрябин/ЯСИА
Фото: Саргын Скрябин/ЯСИА
Фото: Саргын Скрябин/ЯСИА
Фото: Саргын Скрябин/ЯСИА
Фото: Саргын Скрябин/ЯСИА
Фото: Саргын Скрябин/ЯСИА
Фото: Саргын Скрябин/ЯСИА

Как рассказала Дария Слепцова, новый цифровой помощник позволяет за секунды получать необходимую информацию, пошаговые инструкции, требования к документам и адресам органов ЗАГС, помогая сэкономить время как пользователей, как и у сотрудников на поиск информации, консультации и письменные обращения. По словам Слепцовой, «Саина» возьмет на себя 68% всех обращений, поступающих сотрудникам ЗАГСа.

«Чат-бот «Саина» способен вести осмысленный диалог и предоставлять ответы на основе базы знаний, которую может самостоятельно расширять. Цифровой помощник понимает контекст человеческого языка, даже если структура предложения составлена неверно или слова написаны с ошибками. «Саина» формулирует свои ответы, учитывая пять последних сообщений пользователя, что позволяет ей оставаться в контексте диалога. Она не просто генерирует, а формулирует точные ответы, сопоставимые с уровнем специалиста ЗАГС», – сказала Дария Слепцова.

Разработчики планируют расширить функционал «Саины», чтобы чат-бот умел переводить пользователей к специалисту, если их вопрос требует углубленного ответа исходя из жизненной ситуации, составлять иски и статистику часто задаваемых вопросов и оценки качества удовлетворенности ответами. Также чат-бот обучат понимать и отвечать на якутском языке.

Recent Posts

  • Инфраструктура

В Якутии реализовано девять ключевых объектов мастер-планов Якутска и Нерюнгри

В 2026 году будет сдано 11 объектов

26.12.2025
  • Общество

ЦБ презентовал обновленный дизайн купюры в 1000 рублей

В широком обращении она появится в конце 2026 года

26.12.2025
  • Общество

За год психологи Якутии провели более 26 тысяч видов работ с участниками СВО и их родными

Работа будет продолжена и в следующем году

26.12.2025
  • Финансы

Объём новых вложений частных клиентов в обезличенные металлические счета превысил 46 млрд рублей

Интерес клиентов Сбера к обезличенным металлическим счетам (ОМС) в 2025 году продолжил расти на фоне…

26.12.2025
  • Здоровье
  • Основное

Врач назвала допустимую порцию красной икры

Нельзя употреблять больше 20-30 граммов красной икры в день

26.12.2025
  • Общество

АК «Железные дороги Якутии» подарила новогоднее чудо детям в рамках традиционной благотворительной акции

Алексей Местников передал 52 новогодних сладких подарка Якутской городской молодежной общественной организации «Подросток»

26.12.2025