Якутская региональная организация «Милосердие» завершает реализацию проекта «Малые этносы большой страны», который выиграл грантовый конкурс Фонда культурных инициатив. Команда проекта выезжала в места компактного проживания малых народов, провела съемки двух фильмов, собрала фольклор и подготовила научные работы. Часть из этих работ уже представлена широкой аудитории, а часть будет презентована в ближайшее время. Об этом сообщила кандидат философских наук, религиовед Монахиня Елисавета (Сеньчукова),
В рамках проекта рассказывают о потомках государевых ямщиков. Ямщики обслуживали иркутско-якутский почтовый тракт с XVII века. Происходили они преимущественно из русского крестьянства и частично казачества, так как коренное население оказалось не заинтересовано в такой деятельности.
«Связано это, скорее всего, со спецификой быта и мировоззрения якутов. Долина Туймаада, где проживает народ саха, считается местными жителями священной землей, покидать ее они не мотивированы. Кроме того, якуты занимались, а многие и до сих пор сельским хозяйством на основе скотоводства в резко континентальном климате, требующем постоянной работы – иначе скотина просто погибнет или одичает за первый же зимний сезон», — говорят организаторы проекта.
Будущие ямщики перебирались в Якутию из разных регионов, привнося с собой особенности быта, традиционный фольклор и способы ведения хозяйства. Проживая бок о бок с якутами, они усваивали их язык, формируя тем самым особую синтетическую культуру.
«Национальная идентичность размывалась: до сих пор потомки ямщиков не вполне уверенно говорят о своей национальности, называя себя то «русскими якутами», то «русскими с якутской душой», то «не совсем русскими, но и не совсем якутами». Основой идентичности потомков государевых ямщиков является вероисповедание. Не будучи глубоко воцерковленными, они твердо знают, что и их предки, и они сами были и остаются православными», — поделились участники проекта.
Поэтому еще одной целью проекта является напоминание самим этим людям об их корнях. В настоящее время уже представлен фильм «Потомки государевых ямщиков», снятый в рамках проекта.
Также в рамках проекта рассказали о жизни русскоустьинцев. Проживает эта группа в маленьком селе Русское Устье и в районном центре Аллаиховского улуса Якутии поселке Чокурдах на крайнем Севере, в устье Индигирки, на берегу Русско-Устьинской протоки. Русскоустьинцы уникальны не только происхождением и сохранением русской православной культуры, но и специфическим языком, сохранившим речевые особенности XVII века.
«Существует популярное мнение, что субэтнос образовался из потомков бежавших от опричнины новгородцев, однако, судя по всему, волн переселения было несколько. Помимо свободолюбивых новгородцев, здешние края заселяли промышленники и казаки, а последний зафиксированный прилив населения – начало XIX, жители приходившего в упадок города Зашиверска, расположенного выше по Индигирке. Сейчас русскоустьинцев осталось не больше 400 человек, включая проживающих за пределами села», — сказали исследователи.
Родственная русскоустьинцам группа – походчане, жители села Походск на берегу Колымы в Нижнеколымском районе. По происхождению они потомки казаков. У них тоже особый «сладкозвучный» язык, напоминающий детский лепет. К сожалению, он практически вышел из употребления, сохранившись только в песнях. Но свою культуру походчане сохраняют бережно: в селе есть фольклорный ансамбль, исполняющий не только песни, но и хороводы и ритуально-бытовые сценки.
Фильм о русскоустьинцах и походчанах зрителям представят в ближайшее время.
Напомним, в Якутии 2024-2028 годы объявлены пятилетием ямщицкой культуры в Усть-Майском, Ленском, Олекминском и Хангаласском районах республики.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: