Там будут координировать работы властей, учреждений и организаций по ликвидации накопленного экологического ущерба, а также вырабатывать предложения по уборке главе Якутии и региональному правительству, сообщает ТАСС.
Власти Якутии планируют создать проектный офис для ликвидации объектов накопленного экологического ущерба — это, прежде всего, металлолом и затопленные суда. Большинство из них находятся в Арктике, сообщил в среду ТАСС министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сахамин Афанасьев.
В 2019 году президент России Владимир Путин назвал экологическую угрозу главной в Арктике и отметил, что в связи с возможным экономическим освоением арктической зоны эти риски возрастают. В Якутии объекты накопленного экологического ущерба прошлых лет в основном сосредоточены на территориях, где еще в советские времена разрабатывали месторождения золота и олова. Это в основном заброшенные хвостохранилища, поселки, свалки металлолома, затонувшие бесхозные суда.
«Рассматривается [возможность] создания проектного офиса по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в виде лома металлов и затонувших судов в Якутии. Разработан проект распоряжения, он направлен на согласование в правительство республики», — сказал Афанасьев. Планируется, что в состав проектного офиса войдут представители региональных министерств экологии, транспорта, имущества и по развитию Арктики.
Задачами проектного офиса станут координация работы властей, учреждений и организаций по ликвидации накопленного экологического ущерба, сбор, анализ и выработка предложений по уборке, информационная поддержка и подготовка рекомендаций главе Якутии и региональному правительству.
«На территории республики предварительно установлено 437 точек накопления лома цветного и черного металла, 84% из них находится в Арктической зоне. В 13 арктических районах республики накоплено более 4,9 млн тонн металлолома. Наиболее крупные объемы металлолома — в Булунском и Усть-Янском районах, [где находятся] 1,3 млн тонн и 1,7 млн тонн соответственно. Примерный состав металлолома — это бочки, железные листы, трубы, кузова автотранспорта и вездеходов, трансформаторы, радиаторы, металлические конструкции, провода. Для прибрежных арктических районов характерны остатки кораблей, в промышленных районах — каркасы горнодобывающей техники», — пояснил Афанасьев.
Для уборки всего металлолома в Якутии, по предварительным расчетам, нужно около 60 млрд рублей. За последние пять лет за счет республиканского бюджета в регионе убрали около 675 тонн металлолома.
Полная ликвидация металлолома и затонувших судов за счет федерального бюджета невозможна, так как эти работы не вошли в нацпроект «Экология», в задачах которого — ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и уборка наиболее опасных объектов накопленного экологического ущерба.
По федеральному проекту «Чистая страна», который входит в нацпроект «Экология», в Якутии планируют убрать только один объект — хвостохранилище Куларской золотоизвлекательной фабрики (ЗИФ) в Усть-Янском районе. По его рекультивации уже готова проектно-сметная документация. Ее разработали на средства регионального бюджета в размере 8,5 млн рублей. Площадь рекультивируемых земель составит 10,3 га.
«Заявка на выделение субсидии из федерального бюджета бюджету республики на ликвидацию хвостохранилища Куларской ЗИФ удовлетворена, и в начале 2021 года ожидается заключение соглашения с Минприроды России на выделение субсидии. Стоимость работ по ликвидации объекта, согласно ПСД, составляет 807,5 млн рублей, работы запланированы в течение 2021-2022 годов. Софинансирование из бюджета Республики Саха (Якутия) составит 8%», — сказал министр.
Помимо этого, в рамках соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Республикой Саха (Якутия) и командованием Северного флота прорабатывается вопрос взаимодействия по вывозу металлолома Северным морским путем.
В середине августа в ходе рабочей поездки на Дальний Восток премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал расчистить акватории от «кладбищ» кораблей. Всего на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО) насчитывается более 1 тыс. таких судов. В конце сентября вице-премьер — полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев поручил министерству транспорта РФ изучить возможность подъема судов, которые затонули на Дальнем Востоке и не только угрожают транспорту, но и портят ландшафт.
По данным федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в руслах рек Ленского бассейна обнаружено 294 затопленных судна, и собственники 250 из них неизвестны.
Для исполнения поручения премьер-министра региональное министерство экологии в конце августа направило в Минтранс РФ предложения в разрабатываемый проект плана мероприятий по подъему и ликвидации затонувших судов.
В министерстве считают, что подъем и утилизацию затопленных судов стоит проводить силами администраций бассейнов внутренних водных путей с финансовым обеспечением из средств федерального бюджета. Также предлагается позволить индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам вести работы по подъему судов, которые не причиняют значительного ущерба окружающей среде, и проводить работы по установлению собственников затонувших судов или признанию их бесхозяйными.
Актированный день объявляется на весь день, независимо от смены
Подборка публикаций за вторник
Планируемый прирост должен составить около 2,3 млн тонн руды и 1 940 кг золота
Около 5 миллионов российских семей смогут получить право на материнский капитал в период с 2027…
Наилучшие даты для наблюдения этого небесного шоу — с 21 по 25 января
После переезда в область с иным прожиточным минимумом выплаты прекращаются