Жилище этнографа и политссыльного Василия Трощанского отремонтируют в Якутии

Поделиться новостью:

На территории Черкехского историко-мемориального музея под открытым небом «Якутская политическая ссылка» проходит республиканский фестиваль по сохранению историко-культурного наследия Якутии “Suorun Omolloon Fest”. Это практическая сессия, в ходе которой будет отремонтирована юрта– балаган, где в период ссылки в Якутии жил политссыльный Василий Трощанский, и благоустроена территория объектов и убран мусор.


Библиоволонтеры с 7 по 9 сентября оказали помощь в подготовке к реставрации юрты Э.К.Пекарского, в благоустройстве территории музея, разнообразили работу фестиваля культурной программой.

Проект «Suorun Omolloon fest” реализуют республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры при участии Центра по работе с волонтерами республики, Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия, министерства культуры и духовного развития Якутии и администрации Таттинского улуса.

“Suorun Omolloon FEST” является партнером всероссийского волонтерского движения «Том Сойер Фест» и республиканского проекта «Сохраним памятники».

Справка:

Трощанский Василий Филиппович (1843‒1898) – революционер-народник, этнограф.

Окончив гимназию в Кишеневе, поступил в Петербургский технологический институт (1867). В 1867 году арестован и провел год в заключении за составление и распространение прокламаций. В 1878 г. арестован вторично как один из руководителей организации «Земля и воля», находился в заключении в Петропавловской крепости два года. В 1880 г. осужден на 10 лет каторжных работ по делу об убийстве шефа жандармов Петербурга Мезенцева (отбывал на Карийской каторге). В 1887 г. отправлен на поселение в 3-ий Жехсогонский наслег Ботурского улуса (с. Черкех, Якутская обл.).

Живя в улусе, не только занимался обучением якутов грамоте, столярному и кузнечному ремеслу, но, изучив якутский язык, серьезно и систематически изучал быт и культуру народа, среди которого он жил. Составил программу по изучению дохристианских верований якутов, которую распространял среди других политических ссыльных, а позже опубликовал.

Издавал нелегальный журнал «Улусный сборник», в котором принимали участие политические ссыльные, жившие рядом или в других улусах, в том числе Н. А. Виташевский, В. М. Ионов, Э. К. Пекарский и др. Написал целый ряд значительных исследований по культуре якутов, опубликованных по преимуществу уже после его смерти Э. К. Пекарским.

Для истории религии наиболее значимый труд Трощанского ‒ «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» (1895).

Другие наши материалы:

No Content Available

Жилище этнографа и политссыльного Василия Трощанского отремонтируют в Якутии

На территории Черкехского историко-мемориального музея под открытым небом «Якутская политическая ссылка» проходит республиканский фестиваль по сохранению историко-культурного наследия Якутии “Suorun Omolloon Fest”. Это практическая сессия, в ходе которой будет отремонтирована юрта– балаган, где в период ссылки в Якутии жил политссыльный Василий Трощанский, и благоустроена территория объектов и убран мусор.


Библиоволонтеры с 7 по 9 сентября оказали помощь в подготовке к реставрации юрты Э.К.Пекарского, в благоустройстве территории музея, разнообразили работу фестиваля культурной программой.

Проект «Suorun Omolloon fest” реализуют республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры при участии Центра по работе с волонтерами республики, Департамента РС(Я) по охране объектов культурного наследия, министерства культуры и духовного развития Якутии и администрации Таттинского улуса.

“Suorun Omolloon FEST” является партнером всероссийского волонтерского движения «Том Сойер Фест» и республиканского проекта «Сохраним памятники».

Справка:

Трощанский Василий Филиппович (1843‒1898) – революционер-народник, этнограф.

Окончив гимназию в Кишеневе, поступил в Петербургский технологический институт (1867). В 1867 году арестован и провел год в заключении за составление и распространение прокламаций. В 1878 г. арестован вторично как один из руководителей организации «Земля и воля», находился в заключении в Петропавловской крепости два года. В 1880 г. осужден на 10 лет каторжных работ по делу об убийстве шефа жандармов Петербурга Мезенцева (отбывал на Карийской каторге). В 1887 г. отправлен на поселение в 3-ий Жехсогонский наслег Ботурского улуса (с. Черкех, Якутская обл.).

Живя в улусе, не только занимался обучением якутов грамоте, столярному и кузнечному ремеслу, но, изучив якутский язык, серьезно и систематически изучал быт и культуру народа, среди которого он жил. Составил программу по изучению дохристианских верований якутов, которую распространял среди других политических ссыльных, а позже опубликовал.

Издавал нелегальный журнал «Улусный сборник», в котором принимали участие политические ссыльные, жившие рядом или в других улусах, в том числе Н. А. Виташевский, В. М. Ионов, Э. К. Пекарский и др. Написал целый ряд значительных исследований по культуре якутов, опубликованных по преимуществу уже после его смерти Э. К. Пекарским.

Для истории религии наиболее значимый труд Трощанского ‒ «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» (1895).

Другие наши материалы: