В октябре в Якутии отмечают 40-летие укладки «золотого звена» на станции Беркакит. Это событие стало знаменательным в истории легендарного строительства железной дороги на территории республики.
«Протяженность Байкало-Амурской магистрали — более 4 тысяч километров. В стране понимали, чтобы получить экономический эффект от ее строительства, нужно достичь Южной Якутии», — подчеркнул в комментарии ЯСИА заместитель генерального директора компании «Железные дороги Якутии», почетный транспортный строитель РФ Дмитрий Трофимов.
Республика всегда будет помнить тех, кто стоял у истоков этого строительства, которое уже в недалеком будущем даст новый мощный толчок ее социально-экономическому развитию, положит начало практической реализации программы комплексного развития Южной Якутии (Егор Борисов)
По его воспоминаниям, при создании Южно-Якутского территориального производственного комплекса стояло множество задач. Фактически все предстояло начинать с нуля. Помимо строительства самой железной дороги, требовалось обустроить угольный разрез с выдачей 13 млн тонн угля в год, возвести обогатительную фабрику на 9 млн тонн коксующегося угля, Нерюнгринскую ГРЭС, построить новый город на 100 тысяч жителей с необходимым набором объектов социального и бытового назначения. Всего на эти цели выделялось 3,7 млрд советских рублей.
«Укладка пути Малого БАМа Тында — Беркакит давала ключ к освоению Нерюнгринских угольных месторождений, и Южно-Якутский территориальный производственный комплекс стал первым объектом в зоне строительства Байкало-Амурской магистрали. Конечно, трудности были и очень большие», — отметил Дмитрий Дмитриевич.
Условия для пионеров-строителей БАМа в 1975 году были тяжелыми. Поначалу приходилось жить в палаточных городках и вагончиках. Первыми к строительству гражданских объектов станции Беркакит приступили бойцы из Кемеровской области под командой Олега Пухкалова.
Дорога длиною в жизнь: Якутянин Гаврил Адамов рассказал о том, как строился легендарный БАМ
Конечно, в то время республика также не осталась в стороне. Был создан отряд монтеров железнодорожного пути «Якутский комсомолец», который 29 октября 1977 года досрочно ввел в строй северную ветку БАМа. По этому событию был проведен торжественный митинг на месте будущего вокзала станции Беркакит, где отмечались стойкость молодых строителей и стремление продолжать строительство железной дороги к Томмоту и Якутску.
«Малый БАМ навечно связал железнодорожным путем Нерюнгри со всеми городами страны. Стальные пути пройдут дальше на север: к Томмоту и Якутску», — заявил тогда начальник ГлавБАМстроя, Герой Социалистического Труда Константин Мохартов.
Говоря о значении Малого БАМа, Дмитрий Трофимов добавил, что в настоящее время создан потенциал для развития экономики республики. «Сегодня мы выходим на совершенно другие объемы. К 2020 году должны достичь годового показателя: отправить из Южной Якутии 34 млн тонн угля, и это без учета Эльгинского месторождения», — подчеркнул собеседник агентства.
Лена Семенова: Строители БАМа и АЯМа вдохнули жизнь в огромные территории Якутии
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: