Доцент Института языков и культуры народов СВ РФ Северо-Восточного федерального университета Ольга Павлова исследует архивные и нетронутые формы фольклора. Она рассказала les.media о том, как наука может помочь фольклору и для чего нужно изучать обряды, сообщили ЯСИА в пресс-службе вуза.
Ольга Павлова подчеркивает, многие исследователи занимаются изучением эпоса, но фольклор не ограничивается данным жанром.
«Люди думают, что фольклор уже давно изучен и в нем не осталось неосвещенных областей. На самом деле это не так: у нас в архиве есть множество материалов, которые были собраны в 1930-1940-х годах, этот массив источников еще не полностью обработан, – говорит доцент кафедры фольклора и культуры. – На базе прежних фундаментальных исследований необходимо проводить новые. Наука должна двигаться вперед. Тем более в настоящее время, когда есть столько инструментов и возможностей, таких как цифровые технологии и глобальное веб-пространство».
В якутском фольклоре есть обрядовые жанры: «алгыс», «осуохай», духовный песенный фольклор. В не обрядовые жанры входят: прозаический фольклор – мифы, легенды, предания, сказки, эпос; малые жанры фольклора – пословицы, поговорки, загадки и «чабыргах» – якутские скороговорки.
«Наш «чабыргах» отличается от русских скороговорок тем, что он более объемный и имеет сатирический подтекст. Это пришло из народа, когда один человек описывает другого, подшучивая над ним, метко подчеркивая характерные отрицательные черты. К сожалению, сейчас «чабыргах» как жанр практически утерян, он не развивается», – отметила Ольга Павлова.
Некоторые жанры фольклора популяризированы: из традиционных обрядовых превратились в зрелищные шоу, рассчитанные на массового зрителя, например, танец осуохай, народные песни, песни под хомус, добавляет доцент.
«В Якутии праздники Ысыах проводятся в каждой местности. Большая трудность найти «алгысчыта» – человека, проводящего обряд. Алгыс – не шоу, это особым образом сформулированная просьба о благословении и помощи у высших сил на весь следующий год. Этот обряд не может проводить непосвященный человек, есть множество нюансов и тонкостей. Мы, ученые, должны изучать и сохранять фольклор в его более архаической форме, чтобы смысл не был утерян», – пояснила Ольга Павлова.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: