В муниципальных районах продолжается обсуждение проекта федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Так, 10 января в Оленекском эвенкийском национальном районе, Хангаласском, Нюрбинском, Намском, Амгинском, Мегино-Кангаласском улусах проведено обсуждение концепции проекта федерального закона. Основным спикером обсуждений выступил департамент по вопросам местного самоуправления администрации главы и правительства Якутии. В обсуждении приняли участие главы и депутаты муниципальных образований.
Напомним, что документ разработан в целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, повышения эффективности органов местного самоуправления и укрепления их финансовой обеспеченности.
На сегодняшний день глав и депутатов муниципальных образований республики волнует вопрос переходного периода проекта федерального закона и порядок избрания главы вновь создаваемого муниципального округа. Сотрудники департамента отметили, что в рамках переходного периода с 1 января 2023 года новые выборы главы, депутатов представительного органа поселений, муниципальных районов не назначаются и не проводятся.
В данном случае муниципальный район, а также поселения, входившие в его состав, упраздняются. При истечении в переходный период срока полномочий представительного органа района в границах территории муниципального района образуется муниципальный округ. Полномочия органов местного самоуправления поселений, срок полномочий которых истек в переходный период, исполняются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов; органы местного самоуправления муниципальных районов, поселений до образования в границах соответствующих муниципальных районов муниципальных округов исполняют полномочия в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Также департамент отмечает, что до истечения срока полномочий органов возможен переход на одноуровневую систему – при наличии согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, осуществляется объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, с образованием муниципального округа в границах территории муниципального района. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения упраздняются.
При этом необходимо отметить, что существующие на сегодня виды административно-территориальных единиц (улус (район), город республиканского значения, город, поселок, наслег, село), сохраняются. В случае принятия рассматриваемого федерального закона меняется система органов местного самоуправления – преобразованию подлежит вид муниципального образования. При этом отмечается, что гарантии и льготы, предусмотренные федеральным законодательством для граждан, проживающих на соответствующей территории, сохраняются.
Также представителей органов местного самоуправления волнует вопрос создания органа управления вновь создаваемых муниципальных округов при упразднении администрации городского или сельского поселения. На данный вопрос было отмечено, что федеральный законодатель предусмотрел, что в структуру местной администрации городского округа, муниципального округа, как правило, входят территориальные органы. При этом руководители указанных территориальных органов местной администрации замещают муниципальные должности.
По итогам обсуждения органы местного самоуправления и депутаты предложили:
— Поддержать концепцию проекта федерального закона;
— При разработке законопроекта республики учесть, что главы вновь создаваемых муниципальных округов избираются на муниципальных выборах;
— Сохранить действующее количество муниципальных служащих.
В целом главы и депутаты муниципальных районов, поселений констатируют актуальность и оправданность рассматриваемой инициативы. Они полагают, что новый закон поможет в распределении полномочий между регионом и муниципалитетом. Цель таких нововведений считают вполне понятной – наведение порядка и повышение ответственности органов местного самоуправления перед жителями.
Как отметил департамент, законопроектом определяются единые принципы образования, формирования, деятельности органов местного самоуправления, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами. Сотрудники департамента напомнили, что вне зависимости от изменения системы местного самоуправления – местное самоуправление признается формой самоорганизации граждан, гарантируемой Конституцией Российской Федерации, а органы местного самоуправления являются одной из форм его осуществления. Целью такой самоорганизации является решение вопросов, непосредственно касающихся жизни граждан. Законопроектом предусматривается уточнение компетенции органов местного самоуправления с учетом природы данного института, закрепляются полномочия данных органов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: