26 января в Общественной палате РФ состоялись «нулевые чтения» проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и статью 97 Земельного кодекса Российской Федерации», сообщили ЯСИА в пресс-службе Ил Тумэн.
В совещании приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей — статс-секретарь Анна Котова, член Совета Федерации, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России Григорий Ледков, член научно-консультативного совета при Общественной палате РФ Светлана Казаченок, депутат Госдумы Елена Евтюхова, народный депутат Республики Саха (Якутия) Елена Голомарева, представители Ассоциации коренных народов Камчатского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, эксперты общественных организаций коренных малочисленных народов Севера.
Светлана Казаченок ознакомила с процедурой прохождения федерального законопроекта. Она сообщила, что целью законодательной инициативы является усовершенствование механизмов создания и функционирования территорий традиционного природопользования. Она отметила, что в проекте закона некоторые нормы закона подлежат уточнению — механизм управления, сроки создания ТТП, вопросы упразднения и т.д.
Анна Котова подчеркнула, что представленный проект закона — не первая редакция законодательной инициативы и на данный момент является наиболее обсуждаемым и сложным. Она отметила, что практика образования ТТП во многих регионах усложняется ввиду несоответствия процедур, связанных с образованием ТТП и предусмотренных федеральным законодательством нормативно-правовых актов. Наиболее ярким примером такого несоответствия является положение закона о ТТП и статьи 97 Земельного кодекса РФ.
«Данным законопроектом мы исключаем эти несоответствия путем внесения изменений, что границы ТТП вне зависимости от уровня ТТП должны утверждаться Правительством РФ. Таким образом, мы даем возможность регионам, субъектам РФ и муниципалитетам реализовать свои полномочия по образованию ТТП и по закреплению границ на тех территориях и землях, которые относятся к их ведению», — сообщила Анна Котова.
Григорий Ледков высказался против такой постановки вопроса. Он сказал, что представленный законопроект противоречит сложившемуся нормативно-правовому регулированию, направленному на реализацию прав и законных интересов КМНС, и не может быть принят в существующем виде.
Он также отметил положительный опыт Якутии, где приняли свой закон о ТТП и благодаря данному закону сумели отстоять территории традиционного природопользования, которые не попали под реализацию закона о «дальневосточном гектаре». И не было ни одной конфликтной ситуации во время реализации данного закона.
Ледков предложил отложить данный законопроект и объявить мораторий, пока не разберутся с предложенными нормами данного законопроекта.
Депутат Госдумы Елена Евтюхова обратила внимание на то, что принятие сырого законопроекта неминуемо усугубит положение представителей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность. А нормы закона прежде всего должны облегчить жизнь людей, а не наоборот.
Эксперт и правозащитник Наталья Новикова отметила, что законопроект не имеет четкой цели и в них не отражены основополагающие понятия действующего закона о ТТП, что непременно приведёт к ухудшению положения коренных народов. Она сказала, что также исключен раздел статьи 2 о том, что отношения, связанные с ТТП, могут регулироваться обычаями и традициями. Она высказала свое недоумение по поводу того, что, согласно данному законопроекту, образование ТТП должно быть согласовано с недропользователями, что недопустимо и переворачивает схему сложившихся отношений с ног на голову.
По мнению члена Комиссии по культуре, межэтническим, межконфессиональным отношениям и вопросам коренных малочисленных народов Севера Общественной палаты Югры Михаила Савченко, проект данного закона пролоббирован компаниями — недропользователями и предусматривает нормы, которые нивелируют значение территорий традиционного природопользования и их статусы. Он сказал, что законопроект сырой, требует тщательной детальной проработки.
Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева напомнила модератору, что в свое время Якутия стала единственным регионом, официально внёсшим поправки и предложения в проект федерального закона о «Дальневосточном гектаре», находящемся в Государственной Думе в режиме второго чтения. Тогда парламент и правительство республики единым фронтом защитили интересы республики на разных площадках федерального уровня: в Государственной Думе, Совете Федерации, Правительстве РФ, а также в Общественной палате РФ.
«Сегодня в Республике Саха (Якутия) образовано уже 62 территории традиционного природопользования местного значения, и это мы считаем большим достижением в защите прав и интересов коренных малочисленных народов. Наш опыт был полезен для других регионов. Таким и должно быть развитие гражданского общества», — сказала народный депутат. Она отметила важную социальную роль территорий традиционного природопользования, так как они прежде всего решают вопросы народосбережения, защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера.
В то же время, Елена Голомарева высказала свою тревогу, что в проекте федерального закона отсутствует понятие, что территории традиционного природопользования являются особо охраняемыми территориями. Она пояснила, что в Земельном кодексе РФ установлена норма охраны оленьих пастбищ законодательством РФ и субъектов РФ, поэтому оленьи пастбища являются охраняемыми территориями.
Парламентарий также предложила исключить в законопроекте ссылку на упразднение территорий традиционного природопользования, так как это исконные территории обитания коренных малочисленных народов. Они испокон веков жили и живут на этих исконных землях, где осуществлялось традиционное хозяйствование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Также Елена Голомарева отметила, что согласно данному законопроекту нормы принятия и утверждения Положений о территориях традиционного природопользования утверждаются уполномоченными органами федеральной, региональной исполнительной властью и органами местного самоуправления без учета мнения самих коренных малочисленных народов. Такая формулировка не является корректным в отношении коренных малочисленных народов.
На основании этих замечаний Елена Голомарева сделала заключение, что данный законопроект не доработан и в таком виде не подлежит рассмотрению и принятию. Такого же мнения придерживаются член Общественной палаты РС(Я) Августа Марфусалова и вице-президент Ассоциации КМНС РС(Я) Владислав Шадрин.
Представители субъектов РФ и эксперты по итогам общественного обсуждения законопроекта отметили безусловную необходимость внесения изменений в вышеуказанный закон в части регулирования вопросов создания и функционирования данных территорий. Но они все пришли к единому выводу, что представленный законопроект лишь частично решает эти вопросы и при этом вводит положения, которые прямо противоречат целям создания территорий традиционного природопользования. Предложено направить законопроект на доработку с учётом поступивших замечаний и предложений и не торопиться с принятием закона, так как он затрагивает самый уязвимый вопрос – традиционный образ жизни и защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Модератор заседания Владимир Зорин предложил всем участникам Общественной экспертизы («нулевых чтений») проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и статью 97 Земельного кодекса Российской Федерации», в течение 7 дней прислать свои предложения и замечания. Он сказал, что необходимо собрать все озвученные предложения, детально проанализировать все замечания и вернуться к обсуждению данного законопроекта.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: