Торжественный митинг, посвященный прибытию первого пассажирского поезда, состоялся на станции Нижний Бестях, сообщает ЯСИА. В этот исторический день участники торжественной встречи вспомнили тех, чьими усилиями долгий путь, который занял 34 года, был завершен.
Первый пассажирский состав на станцию привёл локомотив компании «Железные дороги Якутии» под управлением машиниста Юрия Пыльцына и помощника машиниста Андрея Москвитина. Прибытие пассажирского поезда предварил гудок Советского магистрального грузового паровоза, построенного в 1954 году. Он прибыл в Нижний Бестях с Кругобайкальской железной дороги, где работал 10 лет.
Почетными пассажирами праздничного поезда стали ветераны строительства БАМа и АЯМа, сотрудники компании «Железные дороги Якутии», представители общественности. В их числе – комиссар отряда «Якутский комсомолец» Гаврил Адамов, который в 1974 году с первым комсомольским отрядом отправился строить Малый БАМ и до сих пор работает на железной дороге. Сразу по прибытии глава Якутии Айсен Николаев вручил ему и его внуку Владиславу сертификат первого пассажира.
После торжественной встречи состоялся митинг, участники которого вспомнили основные вехи долгого пути железной дороги до Центральной Якутии.
«Это событие трудно переоценить по своей значимости. История Якутии до сих пор помнит тех, кто прилетел первым пассажирским самолетом, кто прибыл речным теплоходом, а с сегодняшнего дня в истории Якутии будут те, кто прибыл первым поездом в Нижний Бестях», — поздравил гостей праздника Айсен Николаев.
Глава Якутии напомнил про события 2005 года, когда в целях реализации 242 постановления правительства РФ началось строительство линии от Томмота до Якутска.
«Это было одно из самых сложных инженерных сооружений в нашей стране за последние десятилетия — 439 км дороги, 65 мостов от Томмота до Нижнего Бестяха. Я хотел бы от имени всех якутян поблагодарить тогдашнего президента Вячеслава Штырова, без которого эта дорога точно не была бы построена», — сказал он.
Айсен Николаев отметил, что начало движения от Нижнего Бестяха открывает для Якутии огромные перспективы, как с точки зрения пассажирского сообщения, так и транспортной логистики.
«Для всех нас имеет огромное значение выход сюда пассажирского движения по железной дороге как еще один стимул для строительства моста через Лену в районе Якутска. Я уверен, в ближайшие годы он появится, тогда весь транспортно-логистический центр вокруг Якутска и Нижнего Бестяха преобразит Якутию. Эта дорога еще далеко не закончена и впереди многие-многие километры по Якутии и северу-востоку России», — сказал глава Якутии.
Государственный советник РС(Я) Вячеслав Штыров отметил, что этот день войдет в историю и Российской Федерации, и Якутии.
«Открытие пассажирского движения на железной дороге означает, что она полностью закончена и все работы выполнены. Теперь она может служить как для решения народнохозяйственных задач, так и для нужд каждого человека, потому что обеспечивает возможностью передвигаться по просторам республики», — уверен он.
Вячеслав Штыров рассказал, что обычно начало строительства железной дороги до Центральной Якутии относят к 1985 году, когда вышло постановление правительства СССР о строительстве железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, и были начаты первые работы.
«Но на самом деле история вопроса гораздо старше. Сегодня исполнилась вековая мечта всех якутян. В 1912 году вышел первый номер газеты «Правда», в котором большевики критиковали царское правительство за то, что они не строят железную дорогу на Якутск, а она необходима людям и для развития северного края. Разные события, происходившие в стране, не позволили начать ее строительство. К ней вернулись только в 80-е годы. Толчком послужил Малый БАМ, который пришел в Беркакит. Руководство республики поставило вопрос перед руководством страны о необходимости продолжения железной дороги. Мы сегодня не можем не вспомнить Гаврила Чиряева, Юрия Прокопьева, которые пролоббировали это решение на уровне союзного правительства. Колоссальную поддержку оказал проекту Николай Рыжков. Когда наступили тяжелые 90-е годы, надо прямо сказать, что дорога оказалась бесхозной и никому ненужной. Тогда руководство республики вынуждено было взять все заботы о ней на себя. В тех обстоятельствах невозможно было строить быстрыми темпами: стояла задача сохранить трудовые коллективы и сберечь то, что уже сделано. И эта задача была выполнена. В ее решении принимал участие президент Якутии Михаил Николаев, зампред Иван Черов, Владимир Членов. Их трудами сохранилось то, что было раньше, это дало возможность в 2005 году продолжить строительство«, — подчеркнул он.
Перед участниками митинга также выступили депутат Госдумы Галина Данчикова, ветеран строительства БАМа Илья Варшавский и генеральный директор компании «ЖДЯ» Василий Шимохин. Также состоялось вручение ведомственных и государственных наград участникам масштабной стройки.
«Время докажет, что регулярные пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте в Якутии будут востребованы. Пусковой комплекс Беркакит —Томмот — Якутск (Нижний Бестях), который благодаря усилиям всех участников грандиозного строительства сдается в постоянную эксплуатацию, это действительно долгожданное событие для якутян», — подчеркнула Галина Данчикова.
В завершение генеральному ректору «ЖДЯ» был передан акт о технической готовности пускового комплекса «Томмот — Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот — Якутск железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск». Василий Шимохин поблагодарил всех тех, кто несмотря на сложности и тяжелые условия, завершил железную дорогу и привел ее к конечной станции.
«Впереди эксплуатация железнодорожного участка. Это сложнее, интереснее и труднее», — пожелал он удачи коллегам и гостям митинга.
Праздник завершился концертом, участие в котором приняли артисты из Якутска, Хабаровска, Москвы, а также легендарная советская группа «Самоцветы».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: