8 октября
  • -7°
  • $ 81,93
  • 95,67

В Нацбиблиотеке рассказали, как в газете осветили полет первого аэроплана в Якутии

В фонде Национальной библиотеки республики сохранились уникальные заметки о зарождении якутской авиации
В Нацбиблиотеке рассказали, как в газете осветили полет первого аэроплана в Якутии
Фото предоставлено Национальной библиотекой Якутии

100 лет назад над небом Якутии пролетел первый аэроплан. Об этом писала газета «Автономная Якутия», в фонде Национальной библиотеки республики сохранились уникальные заметки о зарождении якутской авиации.

Следуя газетным заметкам того времени, можно удостовериться, что вся Якутия жила прилетом первого аэроплана, газеты того времени так и пестрят заметками о «Сопвиче» аэроплане Сибавиахима.

«Прием аэроплана Сибавиахима назначен на четверг, 8 октября, в 1 час дня на городском луге возле кургана. После прилета состоится митинг, на котором с докладами и приветствиями выступят представители правительства, партии, профсоюза, Сибавиахима и прочих организаций, после митинга — пассажирские полеты», — такая заметка красуется на первой полосе газеты «Автономная Якутия» от 7 октября 1925 года.

«Каждый может совершить полет на аэроплане, что для этого надо сделать? Читайте на 2-й странице», — призывает газета. Оказалось, Якутский Авиахим разыгрывал лотерею среди населения для полета на аэроплане «Сопвич», итоги розыгрыша обещали опубликовать в последующих выпусках газеты. Удалось ли кому-либо полетать, Национальная библиотека не смогла выяснить, но читатели при желании могут узнать об этом, ведь все издания газеты бережно хранятся в фонде библиотеки.

В выпуске от 9 октября 1925 года в газете «Автономная Якутия» вышла заметка о первом полете.

«8 октября 1925 года над городом пролетел аэроплан. Сильный шум пропеллера выгнал на улицу всех жителей. Кто посмелее – чтобы быть ближе к этой невидимой доселе птицы, садился верхом на крышу и забор. Не остались безучастными и учреждения. Даже одно заседание было прервано известием о полете аэроплана. <…> Первый аэроплан в Якутске – это для нее своего рода чудо, и во всяком случае крупное достижение советской власти».

Крупный заголовок «Якутии нужен свой аэроплан Saqa» сопровождает обращение к населению председателя Якутского центрального исполнительного комитета Платона Ойунского и председателя Совета народных комиссаров и председателя Якутского Авиахима Максима Аммосова. Они призывают к строительству воздушного флота, подчеркивая, что только так республика сможет преодолеть огромные расстояния и обеспечить быстрое экономическое и культурное возрождение, не отставая от развития СССР. Они подчеркивают необходимость установления воздушного сообщения между отдаленными частями Якутии и центром страны.

«Над лесами и аласами Якутии – впервые за всю историю Якутского края – пролетит железная птица – аэроплан, возвещающий своим приходом начало новой светлой жизни. <…> Автономная Якутия только тогда пойдет по пути быстрого хозяйственного и культурного возрождения, когда она силами государства и самого населения завоюет, победит эти расстояния, когда сумеет проложить от центра Якутии, Якутска, сухопутные дороги, увеличит речной транспорт и, главное, установит воздушное сообщение между отдаленными частями Якутии. Но для обеспечения нашего развития мы должны преодолеть расстояния от Якутии до центра Союза Советских Республик. <…> иначе мы будем долгие годы прозябать в своих глухих уголках, отставая от развития хозяйственной и культурной жизни СССР. Трудящийся Якутии – спеши строить воздушный флот! <…> Ты должен запечатлеть в своей памяти, что первый аэроплан над Якутией прилетел только при советской власти. Но этот аэроплан принадлежит Сибири, нам же нужно строить свой. Правительство Якутии и Авиахим ЯАССР ставят своей задачей иметь свой, принадлежащий Якутии, аэроплан и горячо призывают весь трудовой народ Якутии, без различия национальности, начать всенародное пожертвование на постройку якутского самолета Saqa».

Поделиться:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Далее