По итогам 2020 года суммарный дефицит региональных бюджетов составил 677 млрд рублей и в абсолютных цифрах стал максимальным за 14 лет. 60 из 85 субъектов завершили 2020 год с дефицитом, при том что год назад таких было 35, а в 2018 году — всего 15. Остальные 25 субъектов завершили 2020 год с профицитом, в том числе и Республика Саха (Якутия).
Суммарный дефицит мог бы быть в 6,5 раз больше, если бы не трансферты из федеральной казны, увеличенные в 1,5 раза — до 3,776 триллиона рублей.
У 15 регионов размер дефицита превысил 10% собственных доходов, а у семи — оказался выше 20%.
Лидерами по сокращению собственных доходов стали, прежде всего, регионы с сырьевой направленностью экономики — из-за падения цен на углеводороды произошло резкое падение поступлений налога на прибыль.
На 24% снизились поступления собственных доходов в бюджет Тюменской области и Ненецкого автономного округа, на 16% — ЯНАО и Коми. Более 12% потеряли Кемеровская, Астраханская и Архангельская области, Татарстан, Пермский край, Удмуртия и Башкортостан.
Собственные доходы сократились у 32 субъектов РФ, но в сумме поступления в консолидированный бюджет остались на уровне 2019 года — 11,125 трлн рублей.
Финансирование здравоохранения по итогам 2020 года увеличилось на 71%, а социальных программ — на 23%.
Это вызвало рост расходной части региональных бюджетов на 11%, до 15,578 трлн рублей.
Разрыв между доходами и расходами у субъектов достиг 4,453 трлн рублей. Однако большую часть этой суммы компенсировал федеральный центр, выделивший в виде дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов 3,776 трлн рублей — в 1,5 раза больше, чем годом ранее.
Оставшийся дефицит регионы профинансировали за счет госдолга, который вырос на 383 млрд рублей. Остатки на счетах субъектов РФ за 2020 год сократились на 290 млрд рублей.
60 из 85 субъектов завершили 2020 год с дефицитом, при том что год назад таких было 35, а в 2018 году — всего 15. Остальные 25 субъектов завершили 2020 год с профицитом, в том числе и Республика Саха (Якутия).
Эпицентром «бедствия» стала Кемеровская область с дефицитом в размере около 30% налоговых и неналоговых доходов. В Удмуртии, Хакасии, Тюменской, Архангельской областях, Республике Калмыкия и Башкортостане дефицит превысил 20%.
Из-за покрытия дефицита региональных бюджетов совокупный госдолг субъектов РФ в 2020 году вырос на 383 млрд рублей (рост на 18%) и достиг 2,496 трлн рублей.
Государственный долг российских регионов по итогам 2020 года достиг максимума за 10 лет, сообщил глава Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Долговая нагрузка в большинстве регионов и до пандемии была высокой, основная ее часть накоплена в ходе выполнения «зарплатных» майских указов 2012 года. Однако в 2018-2019 гг. долг снижался. В период пандемии из-за опережающего роста расходов консолидированный госдолг вновь стал увеличиваться.
«Если текущие расходы требуют заимствований, тогда этот долг непрерывно должен увеличиваться, и тогда мы шаг за шагом подойдем к пирамиде: будем заимствовать, чтобы покрыть предыдущие заимствования и еще нарастить заимствования», — предупредил глава Счетной палаты РФ.
Наибольший рост объема государственного долга произошел в г. Санкт-Петербурге – в 2,8 раза, в Пермском крае – 2,3 раза, в Башкортостане – в 1,6 раза, в Московской, Свердловской, Кемеровской областях — в 1,5 раза.
Наибольшее снижение госдолга провели в ЯНАО – на 39%, Воронежской области – на 36%, в ХМАО, Чувашии, Ивановской области – на 14%.
У трех субъектов РФ долговая нагрузка уже превысила 100% собственных доходов — это Республика Удмуртия с долговой нагрузкой 130%, Республика Хакасия – 137,5%, Мордовия – 195,2%.
Стоит отметить, что в совокупном объеме госдолга субъектов РФ на 1 января 2021 года доля государственных гарантий составляет 1,9 %, или 48,4 млрд рублей. Из этой доли 22% (10,8 млрд рублей) занимают госгарантии Республики Саха (Якутия), то есть субъекты РФ ограничивают предоставление региональных госгарантий.
Несмотря на кризисные явления в экономике, связанные с влиянием распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), по итогам 2020 года Республике Саха (Якутия) удалось снизить объем государственного долга на 45 млн рублей (снижение на 0,9%) по сравнению с началом 2020 года с суммы 49,175 млрд рублей до 49,130 млрд рублей.
Долговая нагрузка по итогам 2020 года составила 38,0%, что позволило улучшить позиции республики по уровню долговой нагрузки, переместившись на 35 место с 40-го места годом ранее среди 85 субъектов РФ.
Достигнутые показатели позволяют республике оставаться в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, то есть с долговой нагрузкой на бюджет, не превышающей 50% суммы налоговых и неналоговых доходов. К этой группе относятся 46 субъектов РФ.
По итогам 2020 года Якутия остается в первой десятке инвестиционно-привлекательных регионов России по уровням международных кредитных рейтингов. FitchRatings подтвердил долгосрочный международный кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) на инвестиционном уровне «BBB-», рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) по национальной шкале на уровне «ruАА-».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: