Умная логистика позволит снизить затраты на доставку грузов
Перспективы транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), а также пути ее оптимизации обсудили участники круглого стола «Развитие транспортной инфраструктуры АЗРФ. Логистика в Арктике: особенности, риски и проблемы», который прошел в рамках первого дня международной конференции «Арктика: устойчивое развитие». Ключевыми темами стали развитие сети воздушных перевозок и внедрение умных логистических решений для улучшения северного завоза.
В Арктике авиация играет ключевую роль в транспортной доступности региона и в большинстве случаев является безальтернативным способом передвижения: удаленность от крупных транспортных путей, низкая плотность населения, большие расстояния между населенными пунктами.
Минвостокразвития России и подведомственная ему Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) активно участвуют в формировании и реализации госполитики в области гражданской авиации на территории российской Арктики, осуществляют поддержку воздушного сообщения и аэродромной сети арктической зоны. По линии Минтранса ежегодно выделяются средства для реконструкции аэропортовой инфраструктуры. Правительством РФ в феврале текущего года утверждена дорожная карта по строительству (реконструкции) посадочных площадок в Арктической зоне РФ. В настоящее время на арктических территориях находится не менее 39 крупных аэродромов, каждый четвертый их которых будет модернизирован к 2027 году.
В том числе, развитие транспортной инфраструктуры идет с помощью частных инвестиций. «Арктика – уникальный регион. Там представлены все три преференциальных режима: АЗРФ, ТОР (ТОР «Чукотка», ТОР «Якутия», ТОР «Столица Арктики») и СПВ (Чукотский автономный округ). КРДВ предлагает инвесторам самый большой набор мер государственной поддержки для реализации проектов в регионе, которые позволят создать производства, новые рабочие места. Существенные налоговые льготы, административная поддержка, пониженные страховые взносы», – особо подчеркнул управляющий директор КРДВ Иван Печорин.
Действуют меры государственной поддержки для населения по доступности авиасообщения. В частности, субсидируются межрегиональные маршруты, связывающие города Арктической зоны РФ с другими регионами страны, действует программа поддержки льготных категорий граждан, осуществляются субсидируемые перевозки граждан, зарегистрированных по месту жительства в ДФО (например, Чукотка), а также рейсы единой дальневосточной авиакомпании (например, по маршруту Анадырь-Петропавловск-Камчатский). Идет разработка проекта постановления правительства РФ о софинансировании их федерального бюджета авиаперевозок на местных воздушных линиях по безальтернативным маршрутам ДФО и Арктики.
Предполагается расширить маршрутную сеть единой дальневосточной авиакомпании в Арктике до 535 маршрутов к 2025 году и перевозить до 2 млн пассажиров в год.
Развитие транспортного потенциала АЗФР неразрывно связано с Северным морским путем. Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, успешные логистические решения и развитие инфраструктуры в Арктической зоне РФ позволят решить проблему северного завоза и значительно снизить стоимость жизни людей, зависящих от этого процесса. «К территориям с ограниченными сроками завоза грузов относятся 25 субъектов Российской Федерации, где проживает более 3 млн человек. Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозится около 3,1 млн т грузов жизнеобеспечения. Из них 75% составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджета на северный завоз составили 14,2 млрд рублей в 2020 году. И стоимость завоза становится все выше», – пояснил Кузнецов.
Умная логистика позволит снизить затраты на доставку грузов, что сократит стоимость товаров для населения. ФАНУ «Востокгосплан» провело исследование и определило пути оптимизации северного завоза. В частности, речь идёт о создании новой бизнес-модели для завоза, что, в первую очередь, связано с улучшением процесса управления завозом. По мнению Кузнецова, в этом может помочь современна ИТ- система, а также уточнение и обновление существующего законодательства.
ФАНУ «Востокгосплан» создает мониторинговую систему – цифровой двойник, позволяющий проводить оперативное отслеживание и прогнозирование для надежных поставок жизненно важных товаров. Сформированы обширные базы данных по регионам, есть сведения о необходимом количестве продовольствия на одного человека в каждом нацеленном пункте. Это позволит грамотно прогнозировать и оптимизировать логистические потоки, повлияет на качество жизни населения в Арктике.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале ЯСИА.
В первом квартале 2025 года произведено 12 451,8 центнеров скота и птицы на убой в…
Компания заняла первое место на кадровом рынке республики по приему на работу жителей Якутии
Новая линия будет пролегать через труднодоступные населенные пункты
Врачи круглосуточно консультируют экстренных пациентов
Соревнования прошли 19 и 20 апреля в Красноярске в рамках фестиваля «Сибирское силовое шоу»
Ученый-космофизик объяснил явление, напугавшее чурапчинцев