Ученый СВФУ предлагает исключить использование термина «инвалид»

13:50, 04 декабря 2020
Текст:

Необходимо выработать единый терминологический глоссарий в сфере образования, считает директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Северо-Восточного федерального университета Пантелеймон Егоров. Он выступает против использования термина «инвалид» в быту и общественных, учебных, научных и культурных сообществах, сообщили ЯСИА в пресс-службе вуза. 

 Ученый подчеркивает, в новом федеральном законе об образовании в понятийном аппарате данный термин отсутствует. «Он означает «непригодный». Когда мы обучаем ребенка с проблемами здоровья, называя его инвалидом, то невольно присваиваем ему заранее статус непригодного ребенка. Ни в одной стране мира, кроме России, этот термин в образовании не используется. Я предлагаю словосочетание «обучающийся с особыми образовательными потребностями», имея в виду обучение и образование наших детей», – говорит директор. 

 Кандидат педагогических наук Пантелеймон Егоров видит необходимым разработать и принять концепцию развития инклюзивного образования РФ, затрагивающую все ступени развития образования: детский сад, школа, суз, вуз; внести изменения и дополнения в ФЗ об образовании. «Вместо статьи 79 должна быть отдельная глава, чтобы инклюзивное образование звучало не формально, а реально. Также при федеральных округах нужно создать Агентства развития инклюзивного образования, при федеральном правительстве Координационный совет по инклюзивному образованию. Только имея на местах такие институты, можно ожидать реальных положительных результатов от внедрения непрерывной системы инклюзивного образования и исполнения майских указов президента России», – отмечает он. 

 Пантелеймон Егоров тридцать лет как педагог и единственный ученый Якутии занимается научными исследованиями в области развития инклюзивного общего и профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями. «Наш центр внедряет в республике непрерывную систему инклюзивного образования, включающую все ступени развития образования: детский сад, школу, техникум, университет, и является неформальным ресурсным центром развития инклюзивного образования не только в Якутии, но и во всем Дальневосточном федеральном округе», – делится он. 

 По инициативе общественной организации «Якутская республиканская ассоциация студентов, аспирантов и специалистов с особыми образовательными потребностями» (ОО ЯРАСАС) в Якутии созданы институциональные предпосылки для успешного развития инклюзивного образования: в 2017 году вышло распоряжение мэра Якутска Айсена Николаева о создании координационного Совета по инклюзивному образованию города, в 2019 году – распоряжение председателя правительства Владимира Солодова о создании координационного Совета по инклюзивному образованию при Правительстве Республики Саха (Якутия), рассказывает Пантелеймон Егоров. 

 «К нашему большому сожалению, республиканские министерства образования, труда, молодежи, физкультуры и спорта совсем нас не поддерживают. За всю нашу 30-летнюю деятельность мы ни разу не смогли получить республиканские гранты. Но грант президента России на развитие гражданского общества по проектам развития инклюзивного образования в Якутии мы получили дважды – в 2017 и 2019 годах, и Европейский грант немецкой службы академических обменов (DAAD) также получили дважды – в 2013 и в 2019 годах, благодаря которым мы развиваем инклюзивное образование в Якутии», – прокомментировал Пантелеймон Егоров. 

 

20 июня 20.06
  • 24°
  • $ 72,22
  • 85,99