Ученые-лингвисты предлагают рассмотреть возможность введения ЕГЭ по предмету «родной язык» и на государственном уровне пропагандировать идею преимуществе двуязычия (многоязычия) по сравнению с одноязычием. Такие рекомендации по поддержке исчезающих и уязвимых языков включены в резолюцию, принятую на международной конференции «Лингвистический форум 2019: Коренные языки России и мира», состоявшейся 4-6 апреля в Москве. В конференции приняли участие якутские ученые.
«То, что я услышал на этом форуме, несколько отличалось от того, что обычно звучит на таких конференциях. Обычно говорят об упадке языков, а в этот раз много говорилось о программах ревитализации (возрождения). В целом, этот форум даёт надежду на сохранение языкового разнообразия», — отметил член-корреспондент РАН Владимир Алпатов, долгое время возглавлявший Институт языкознания.
Итогом форума исследователей языков коренных народов мира и России стала резолюция, которая содержит рекомендации по применению результатов фундаментальной науки в ревитализации исчезающих языков и поддержке позиций «уязвимых» (термин классификации уровня жизнеспособности языков, принятый в ЮНЕСКО; например, якутский язык относится к данному уровню).
Лингвисты, в частности, рекомендуют: рассмотреть вопрос о включении в образовательный стандарт обязательного изучения коренных языков, включая титульные языки республик; внести изменения в законодательство РФ, упрощающие работу по дошкольному обучению языкам; рассмотреть возможность введения ЕГЭ по предмету «родной язык»; способствовать скорейшей ратификации Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств Российской Федерацией; на государственном уровне пропагандировать идею о культурном и психологическом преимуществе двуязычия (многоязычия) по сравнению с одноязычием, о пользе воспитания детей в двуязычии (этнический язык + русский язык); сотрудничать с языковыми сообществами и учитывать их мнение при формировании языковой политики.
Участники форума постановили направить резолюцию в Госдуму РФ, Федеральное агентство по делам национальностей, министерство просвещения РФ, министерство науки и высшего образования РФ, Фонд сохранения и изучения родных языков народов России и другие госструктуры РФ.
В конференции участвовали 120 ученых из России, Марокко, Франции, Германии, Венгрии, Нидерландов, Эстонии, Финляндии, Швейцарии, США, Казахстана. Среди них были лингвисты Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сардаана Шарина, Самона Курилова, Маргарита Лукина, Нина Иванова, СВФУ – Анатонина Винокурова, учитель Себян-Кёльской средней школы Лиалко Захарова.
Были представлены все языки коренных народов республики: прозвучали доклады о влиянии урбанизационых процессов на функциональный статус языка саха, о состоянии эвенского языка в селе Березовка Среднеколымского улуса, диалектной системе эвенского языка, грамматике юкагирского языка в функциональном аспекте, об изучении иностранного языка школьниками в кочевой школе. Выступления якутских ученых вызвали большой интерес участников конференции.
О Якутии речь также шла в докладе американского ученого Ленор Гренобль совместно с Антониной Винокуровой, посвященном задачам нового научного проекта.
Институт языкознания РАН и Международный постоянный комитет лингвистов заявляют, что намерены провести серию международных конференций под общим названием «Лингвистический форум». Каждая из них будет посвящена той или иной социально значимой проблеме, исследуемой наукой о языке.
Целью нынешней, первой, конференции стал диалог специалистов, занимающихся документацией и описанием коренных языков, а также преподаванием, поддержанием и ревитализацией коренных языков и другими смежными темами.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: