Участники проекта "Пути великих свершений" посетили Якутско-Охотский почтово-телеграфный тракт

20:10, 18 апреля 2022
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Участники проекта «Пути великих свершений” посетили Таттинский улус и исследовал места, где пролегал легендарный Якутско-Охотский тракт, по которому также проходила телеграфная линия, построенная под руководством началь­ника Иркутского почтово-телеграфного округа Роберта Юльевича Зонненбурга. Якутско-Охотский телеграф был первым крупным объектом на территории Якутии, в строительстве которого упор был сделан на местные трудовые ресурсы. Известно, что в строительстве в качестве подрядчика принял участие светило якутской литературы Алексей Елисеевич Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй.

Первоочередной задачей поездки являлась разведка состояния Якутско-Охотского почтово-телеграфного тракта и изучение местности на предмет возможности проведения съемок эпизодов второй серии документального фильма “Пути великих свершений”.

В вылазке участие принял заслуженный работник транспорта РФ и РС(Я), генеральный директор АО “Таттаавтодор” Иван Бочонин. Также он предоставил еще один автомобиль, без которого немыслимо лезть в глушь.

В поездку со стороны Ытык-Кюельского литературно-художественный музея-заповедника «Таатта» был приглашен его директор, руководитель Таттинского отделения Русского географического общества Владимир Таппыров. В рамках съемок второй серии документального фильма планируется часть эпизодов, связанных с деятельностью старых почтовых трактов, которые, как известно, возникли по инициативе Витуса Беринга, снять на территории музея. Для этого рассматривается возможность реконструкции на его территории здания почтового стана, что впоследствии, помимо съемок, послужит для развертывания на базе музея “Хадаайы” тематического объекта, посвященного тематике Якутско-Охотского тракта.

Выезд из села Ытык-Кюель состоялся рано утром 15 апреля. Так как в настоящее время старый тракт не обслуживается и пользуется только для вывоза заготовленного сена, дров проезд, как и ожидалось был доступен только для внедорожной техники, то есть исключительно для тракторов.

Вначале участник проекта осмотрели территорию литературно-художественного музея и наметили места пригодные для строительства почтового стана. Далее путь пролегал в местность Дьиэбэгэнэ, где располагалась станция «Лебегинская». Путь занял около 40 минут по проселочным дорогом. Состояние зданий и характер местности хорошо виден на снимках с квадрокоптера:

Вот что записал в своем дневнике инженер Роберт Зонненберг в своем путевом дневнике о станции «Лебегинская», которую он посетил весной 1909 года:

«Въ Лебягинской мы пообѣдали, расположившись для этого въ сравнительно чистой станціонной юртѣ. Пока подкрѣплялись да обсушивали шарфы и согрѣвали рукавицы, ямщики пригнали и перепрягли лошадей. Черезъ часъ мы тронулись въ дальнѣйшій путь. Лѣсомъ здѣсь дорога узенькая; зимою нарта проходитъ, но лѣтомъ передвиженіе исключительно верхомъ, а перевозка грузовъ вьюкомъ».

Записав интервью, полюбовавшись весенними пейзажами, характерными для центральной Якутии участники экспедиции выехали в сторону следующей станции – «Мельжегейской». Расстояние до нее около 25 километров, но дорога оказалась сильно заметена снегом, в какой-то момент проезд стал невозможен, шедший впереди УАЗик завяз в снегу, пришлось, поработав лопатами, возвращаться.

Однако повода для расстройства у путешественников не было, потому как по пути, после выезда из Лебегинской, почти сразу вдоль дороги, в лесу на возвышенности начали встречаться телеграфные столбы, простоявшие здесь свыше 100 лет, а сколько их лежит под снегом неизвестно, а их при строительстве было поставлено около 18 000 штук, длина варьировалась от 7 до 8 метров, помимо этого было необходимо вырубить на всем протяжении просеку шириной 20 метров, притом все работы проводились вручную.

Сохранность для своего солидного возраста поразительная, почти в первозданном виде лежит и стальной провод, сечением около 4 мм, по которому бежал сигнал. На столбах имеются даже изоляторы, на вид как будто новые, один из них, а также кусок провода был нами изъят для передачи в фонд Черкехского музея.

Далее в селе Боробул (Победа) посетили памятник видному государственному и общественно-политическому деятелю, Секретарю Якутского окружкома ВКП(б), Председателю ЯЦИК и СНК ЯАССР, Директору ЯЦЭС, Народному комиссару коммунального хозяйства Ананию Кононовичу Андрееву.

В Боробуле участники  проекта выехали на федеральную трассу “Колыма”, 176 километров которого находится под ведением АО “Таттаавтодор” и доехали до Ытык-Кюеля. Недалеко от въезда в село с недавних пор находится, пожалуй, единственный на территории Якутии памятник первому президенту России Борису Ельцину, который был поставлен таттинскими дорожниками на месте приземления президентского вертолета.

«Какое бы к Ельцину не было отношение в настоящее время, но при нем именно здесь, во время его приезда в Татту в 1993 году было подписано соглашение об отчислении 25% средств от добытых в Якутии алмазов в бюджет республики. Благодаря тем деньгам и были построены Республиканский медицинский центр, Центр материнства и детства, здание естественных наук ЯГУ (КФЕН) и другие объекты, воплощены многие масштабные национальные проекты, задуманные первым президентом Якутии Михаилом Николаевым», — отметил Семен Ермолаев — Сиэн Өкөр.

Выехав после обеда с Ытык-Кюеля, вечером делегация благополучно вернулась в Якутск.

Пора подводить итоги. Оказавшись в местах по которым прошел старый, еще императорский почтово-телеграфный тракт, останки которой все еще встречаются на всем его протяжении, начинаешь понимать и осознавать масштабность, значение в истории, ценить колоссальный труд наших предков, вручную строивших и обслуживавших этот инженерный шедевр своего времени. В наше время эстафету у почтово-телеграфного тракта, можно сказать, перехватили дорожники и связисты, среди них одним из достойным продолжателем дела свих предков является генеральный директор АО “Таттаавтодор” Иван Бочонин.

Собранный материал в последующем будет использован в выпусках телепередачи “Пути великих свершений”, создании статей, которые будут опубликованы помимо сайта проекта и на площадках других СМИ, также по результатам поездки будет решаться вопрос с локациями к второй части документального фильма.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
19 апреля 19.04
  • $ 94,09
  • 100,53

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: