Цвет не имеет значения: Мифы и правда о халадаях

Хранитель отдела фондов музея им. Ем. Ярославского поведала ЯСИА историю наряда
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Как правильно выбирать халадай, от чего зависит выбор цвета и рисунка, ЯСИА рассказала хранитель отдела фондов Якутского объединенного государственного музея им. Ем. Ярославского Татьяна Старостина.


Откуда появился халадай?

Как отмечают историки, женщины-саха «подсмотрели» халадай у жен казаков-переселенцев. До этого женщины народа саха носили короткую одежду из шкуры и кожи – рубашку и юбку до колен. Появление халадая у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. В это время активно развивались новые торговые связи, появились промышленные товары, в том числе мануфактурные ткани.

Помимо этого, сами якуты ездили по разным регионам и видели, что носят другие народы Сибири. Халадай был распространен у алтайцев и бурятов, а также у казачек, живших близ Урала и в Южной России. Называлась это платье «холодайка». Дошла эта одежда и до якутов, которые адаптировали ее в соответствии со своими традициями. Понравился им простотой пошива, практичностью и экономностью. Его обязательно носили в комплекте с безрукавкой (кэhиэччик). Это комплект составлял летнюю женскую одежду.

Как выглядело старинное якутское платье?

В 19 веке халадаи шились довольно просто – не было кокеток и байбара. Спереди и сзади была сборка. Вещь была практически цельнокроеная – шов спереди и сзади, рукава – рубашечные, без больших пройм, а снизу квадратные ластовицы.  Воротник – отложной или прямой. Процесс шитья был трудоёмким  и вручную – некоторые мастерицы умудрялись в один сантиметр вместить шесть стежков. Мужчины также носили халадаи, но у них он был короче и больше походил на рубаху. Также их шили из хлопчатобумажной ткани синего цвета – даба. Это была прочная одежда для долгой носки. В начале 20-ого века увеличивается ассортимент тканей, а вместе ним появляются новые элементы платья — кокетка, байбара, кружева, фигурные воротники на безрукавке- кэhиэччик и так далее.

Из чего шили?

Все материалы и ткани привозились из России или зарубежья. Особенно это касалось шелка и ситца. До Якутии доходил не самый богатый ассортимент, продавцы везли вещи подешевле, а дорогие ткани продавали в других местах, поэтому брали, что было. Тем не менее в Якутии выбор был — можно было купить шелк, шерстяные и хлопковые ткани. Якуты покупали их на большой летней ярмарке в Якутске и везли в улусы. Ярмарки в Якутии появились 19 веке.

Кто шил?

В начале 20-ого века халадаи для праздников и со сложным кроем шили на заказ у настоящих мастериц. А платья для будней женщины шили себе сами. Историки отмечают, что женщины постарше носили платья незамысловатые и попроще, а на одежде подростков и молодежи швеи экспериментировали. Например, тот, что на фото — халадай начала 20 века из Усть-Майского улуса, сшитый для подростка. Известный модельер Августина Филиппова отметила, что это платье сшито золотыми руками, так как шов совпадает с узором на ткани. Он похож на современные халадаи в стиле бохо, которые в последнее время обретают популярность.

Что носили богатые?

Все одевались по своим возможностям. Люди богатые могли позволить себе дорогие ткани: шелк, тафту. В 20-ом веке у зажиточных женщин на манжетах халадая появляется кружево, а на безрукавке – жабо разных видов. Байабара также появились в это время, правда высотой она была чуть ниже чем сейчас. Все зависело от ширины ткани – в те времена она была не более 60 см. Чем богаче был человек, тем больше ткани и материалов он тратил на одежду. Таким образом, ширина платья была своеобразным индикатором социального статуса.

В 20-ом веке мужчины начали носить европейский сюртук. Женщины продолжали носили халадаи и безрукавки с узорами, а байбара становилась богаче, появились мелкие параллельные складки — плиссе.  Также менялись фасоны платьев, вводились разные хитрости и конструкции.

Например, желтое платье начала 20 века было специально предназначено и сшито для женщины, кормящей ребенка. В те времена не было женских бюстгальтеров и, чтобы сберечь халадай и не испачкать его молоком, под подмышками вшивались петли, в которые вдевалась ткань, связывавшая грудь.

Какого цвета носили?

Сегодня многие утверждают, что цвет ткани для пошива халадая выбирали со смыслом: старики должны носить темное платье, подчеркивая свой пожилой статус, а молодые и свежие — светлое. Также распространено заблуждение, что светлый халадай носят богатые женщины, а темные – рабочие и крестьянки. Однако, по мнению Татьяны Старостиной, это не более, чем миф. До 19 века была ткань была дефицитом, поэтому при покупке обращали внимание на цену. Цвет же не имел значение вовсе, поэтому халадай пестрил разными оттенками. Но, как ранее упоминалось, все одевались по возможностям, и цвет ничего не значил. Зажиточного человека от простолюдина можно было отличить лишь по ткани: богатые покупали много дорогих шелков, а бедные — доступный и практичный ситец.

Всевозможные домыслы о значении цветов появились, когда ассортимент тканей стал более широким. Эксперты считают, поводом могли послужить старая фотография, на которой пожилая женщина снята в темном халадае, а стоящая рядом молодая женщина – в светлом. На самом деле не более чем совпадение — женщины в возрасте носили светлые платья, как и молодые.

Разные цвета имели и свадебные халадаи. Например, в фонде музея Ярославского есть свадебные якутские платья красного и сиреневого цветов, а также цвета слоновой кости. Только с приходом европейской моды якутки начали надеватьна свадьбу платья исключительно светлых цветов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
20 апреля 20.04
  • 11°
  • $ 93,44
  • 99,58

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: