Трансформация ысыаха в конце 20 века и возрождение традиций

Поделиться новостью:

Возрождение национального праздника якутов в 1990-е годы было важным аспектом реализации программы по сохранению и развитию традиционных культур. О том, как это происходило, читайте в материале ЯСИА.


В советское время ысыахи в Якутии проводились в формате общественного праздника для объединения народа под эгидой партии, поэтому частично утратили культурную составляющую, которая сохранялась до этого. В 1990-х годах постепенно начали восстанавливать культурный и обрядовый аспект проведения ысыахов. Была проделана большая работа по возрождению первозданного вида национального праздника народа саха.

Принятая министерством культуры Якутии в 1991 году программа по сохранению и дальнейшему развитию традиционных культур включала четыре направления: хомус, ысыах, олонхо и итэ5эл (духовная культура). В 1990-е годы проводилась реализация этой программы и якутский национальный праздник был включен в официальный календарь республики.

Каждые районы стали отходить от театрализованных представлений, которые раньше были приурочены к советским праздникам, теперь упор делался на исконно культурные аспекты народа саха. Так, в Нюрбинском районе, начиная с 1990 года, каждый ысыах имел свое тематическое название, согласно якутской мифологии.

«В 1990 году мы провели ысыах «Дьөһөгөй Айыы» — бога-покровителя лошадей. Было поклонение божествам третьего неба. И так каждый последующий год, до 1996-го, мы шли по пантеону якутских богов, посвящая наши ысыахи им«, — вспоминает один из организаторов ысыахов в Нюрбинском районе Лариса Катеринчук.

Возрождение национального колорита для празднования ысыаха проходило поэтапно по всей республике, пока не были установлены единые формы обрядов, которые всё же сохранились, передаваясь из поколения в поколения. Сейчас национальный праздник занимает важное место в жизни народа саха и, несмотря на любые условия, якуты всегда находили способы отмечать его. Времена меняются, происходят трансформации, навеянные условиями современности, но быт и культура будут всегда жить и возрождаться.

Другие наши материалы:

Трансформация ысыаха в конце 20 века и возрождение традиций

Возрождение национального праздника якутов в 1990-е годы было важным аспектом реализации программы по сохранению и развитию традиционных культур. О том, как это происходило, читайте в материале ЯСИА.


В советское время ысыахи в Якутии проводились в формате общественного праздника для объединения народа под эгидой партии, поэтому частично утратили культурную составляющую, которая сохранялась до этого. В 1990-х годах постепенно начали восстанавливать культурный и обрядовый аспект проведения ысыахов. Была проделана большая работа по возрождению первозданного вида национального праздника народа саха.

Принятая министерством культуры Якутии в 1991 году программа по сохранению и дальнейшему развитию традиционных культур включала четыре направления: хомус, ысыах, олонхо и итэ5эл (духовная культура). В 1990-е годы проводилась реализация этой программы и якутский национальный праздник был включен в официальный календарь республики.

Каждые районы стали отходить от театрализованных представлений, которые раньше были приурочены к советским праздникам, теперь упор делался на исконно культурные аспекты народа саха. Так, в Нюрбинском районе, начиная с 1990 года, каждый ысыах имел свое тематическое название, согласно якутской мифологии.

«В 1990 году мы провели ысыах «Дьөһөгөй Айыы» — бога-покровителя лошадей. Было поклонение божествам третьего неба. И так каждый последующий год, до 1996-го, мы шли по пантеону якутских богов, посвящая наши ысыахи им«, — вспоминает один из организаторов ысыахов в Нюрбинском районе Лариса Катеринчук.

Возрождение национального колорита для празднования ысыаха проходило поэтапно по всей республике, пока не были установлены единые формы обрядов, которые всё же сохранились, передаваясь из поколения в поколения. Сейчас национальный праздник занимает важное место в жизни народа саха и, несмотря на любые условия, якуты всегда находили способы отмечать его. Времена меняются, происходят трансформации, навеянные условиями современности, но быт и культура будут всегда жить и возрождаться.

Другие наши материалы: