Театр от оперы до балета: репортаж из закулисья

В честь старта Года театра - новая экскурсия ЯСИА
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

13 декабря по всей России стартует Год театра. Театр оперы и балета Якутска в этот день представит премьеру балета «Корсар». О том, как самый большой театр Якутии готовился к спектаклю — в материале ЯСИА.


На репетицию балета в день сдачи мы приходим почти за три часа. На сцене завершается монтаж декораций, устанавливают резные конструкции из ДСП, по центру стоит настоящий корабль, слышны звуки шуруповертов, одновременно настраиваются несколько пораньше пришедших музыкантов. Около десяти техников сцены тут и там заняты делом. А процессом руководит невысокая хрупкая женщина – главный художник театра Саргылана Иванова. Её слово закон.

Две недели оркестр учил партитуру, репетировал вместе с балетом. Как признаются музыканты, у всех лёгкое волнение, несмотря на многолетний опыт, всё равно есть — программа сложная. Интересно, но именно эти люди никогда не видели спектакли родного театра, потому что всегда… работают в оркестровой яме.

В кулисах бегают театральные дети, сбоку в «кармане» аккуратно уложены сотни задников. Сталкиваемся со звездой российского балета, исполнителем главной партии Конрада в премьере Сарыалом Афанасьевым. Молодой человек с улыбкой рассказывает о подготовке. «На спектакль я прихожу за два часа, начинаю гримироваться и разогреваться. Не очень люблю, когда подходят прямо перед спектаклем, надо же настроиться. Волнение всегда немного есть. В техническом плане работа не сложная, мне сложнее, скорее, в драматическом плане. В том же «Спартаке» всё поставлено, и мы всё время танцуем, а здесь всё иначе — много жестов, эмоций, нам разрешали даже добавить что-то от себя», — рассказал Сарыал Афанасьев.

За кулисами готов к работе выпускающий режиссёр, заслуженный артист России, в прошлом танцор балета Анатолий Ултургашев. «Я раньше танцевал. В училище тоже готовили «Корсара», и, я помню, все парни хотели быть пиратами – это же весело. Сейчас главная моя задача, чтобы артисты вовремя вышли. Хотя они молодцы, труппа у нас хорошая, солисты сильные, сами всё знают. Ну, и чтобы машинисты сцены всё вовремя сделали», — говорит он.

Здесь же в кулисах есть маленькая дверь в небольшую комнату, где стоят стеллажи до самого потолка. За ней хранится реквизит всех действующих спектаклей. Встречает нас старший по цеху Матрёна Семёновна Дьяконова. В театре она работает 25 лет, с труппой побывала на всех гастролях. Сегодня у неё появилась напарница Наталья, которой пришлось постепенно запоминать расположение тысяч предметов! Реквизиторы знают, в каком спектакле используется тот или иной предмет. Здесь можно встретить сотни цветов, различные бутылки, лампы, предметы советского быта, сабли, головные уборы, в коробках сложены десятки чоронов, стоят туеса, доспехи из пластика, различные головные уборы и даже череп. «На работу мы приходим за полтора часа до спектакля, раскладываем всё по кулисам, а после спектакля собираем», — рассказывает бутафор.

Из кулис мы попадаем в путанные длинные коридоры театра. Здесь десятки приоткрытых дверей гримёрных комнат, у каждой на вешалках уже висят отпаренные готовые костюмы. Костюмер Розалия Алексеева в театре 20 лет, но ветеран театра — Зоя Гаврильевна Гоголева — костюмером работает уже 32 года. Всего в цехе девять человек, кто готовит костюмы к выходу на сцену. На каждом спектакле артисты меняют до шести костюмов, и каждый должен быть в идеальном состоянии.

«Балетных пачек в театре хранится очень много, у каждой балерины их по 5-6 штук. Все индивидуальные, внутри подписаны. Подготовка начинается за неделю. До спектакля за три часа костюмы вывешиваем по коридорам, разносим по гримёркам. За 1,5 часа артисты одеваются. Следим за костюмами, подшиваем, если что-то рвётся, после спектакля сдаём все в костюмерные или в прачечную», — рассказывает Розалия Алексеева.

Заглядываем в одну из гримёрок, где застаем солиста балетной труппы Павла Необутова. Он в театре уже 10 лет. В премьере Павел танцует Али – друга Конрада. Танцор с улыбкой описывает свои два часа перед спектаклем. «Если есть возможность и свободная очередь, мы заходим к массажисту, приходим, естественно, пораньше, одеваем костюм или специальную разогревающую одежду, и… разогреваемся. Вспоминаем свои ошибки. Если сцена свободна, проходим на ней по тем замечаниям, на которые нам указывали. Перед спектаклем я ем легкую, но калорийную пищу, чтобы была энергия. Но самое главное – выспаться! Я слушаю музыку, которая добавляет мне настроения. Вы удивитесь, но любимая, которая пробирает меня до глубины души – «Весна на Заречной улице». Хотя «Корсар» — мужской спектакль, надо что-то тестостероновое слушать», — улыбается артист.

В парикмахерском цехе с 1970 года работает Евдокия Елисеевна Винокурова. Здесь пять специалистов делают всё: усики, бороды, ресницы, грим артистам. Есть даже специальный станок, на котором плетут заготовки под косы, парики. По словам Евдокии Елисеевны, руки не устают, привыкли. На косу уходит около недели. Все парики хранятся на складе, а их в театре очень много, во многих спектаклях они задействованы.

«На «Онегина» мы всем мужчинам делаем коки, а девушкам — локоны. Старинными немецкими щипцами, которые разогреваем на плитке, завиваем им кудри. Они держатся очень долго, ни один современный утюжок такого эффекта не даст», — рассказывает Евдокия Винокурова.

Работают здесь быстро, за два часа перед спектаклем надо успеть причесать и загримировать всю балетную труппу, солистов, всего бывает до ста человек.

Над зрительным залом под самым потолком располагаются технические службы: свет, звук. С 2001 года звукорежиссёром здесь работает Роман Кириллин. Он шутит, что если бы знал о съемке, обязательно одел бы фрак. Для премьеры Роман с коллегой подготовил несколько треков, например, грозу с громом. Предстоит ему «подзвучить» и струнную группу. В соседней комнате работает светорежиссёр Екатерина и два пушкаря – Дмитрий и Айсен. В соседней комнате инженер-проекционщик Владимир Прокопьев запускает видеотрансляцию на экран на сцене. Должность его в театре новая. Но очень нужная – ведь, например, в «Корсаре» должно быть изображение моря.

Заходим и к директору театра Сергею Августовичу Сюльскому. По его словам, спектакль планировался ещё в марте, но пришлось перенести из-за недостатка финансирования. «Это очень волнительно для нас, мы все живем в предвкушении того, что у нас получилось. Ведь это шедевр мировой классики. И есть с чем сравнить, в конце прошлого года мне довелось посмотреть этот спектакль в Большом театре. У нас будет не хуже», — улыбается директор.

Производственный цех у театра располагается в отдельном большом здании рядом. Здесь большая столярная мастерская, где изготавливают массивные декорации, помосты, рамы, разные конструкции и цех бутафоров, которых всего двое. Добрый улыбчивый руководитель бутафорского цеха Пётр Соловьев в театре 13 лет. Мы застаем его за вырезанием узоров на пенопластовых колоннах. Фоном играет музыка Луи Армстронга. «Из театра не уходят. Никогда. Работа это очень интересная, ничего не повторяется. Разве что веера, но тут китайцы очень выручили. А раньше по 100-200 штук сидели делали. Как-то делали камин и одновременно лифт, в него девушка заходила и исчезала. Интересно было. Без дела мы не сидим, всегда надо что-то починить. А перед премьерой – работаем допоздна», — рассказал он.

Этажом выше работают художники и швеи. Художники, их восемь, располагаются в огромном помещении, где расстелено полотнище задника. Пахнет клеем и краской. Уже угадываются черты нарисованных ковров, в глубине зала стоят серые скалы из пенопласта, на сцене они займут почти 14 метров! «Один задник обычно делаем около двух недель, если позволяет время, но бывает и быстрее. Сейчас драпировки постелили, утром готово будет, это парус будет. Красим разными техниками: и выдувание, и кисти, и щетки», — рассказывает руководитель цеха Ангелина Никитина. В театре она 16 лет.

Самый терпеливый работник Марина Алексеева – она вяжет сценическую сетку в пять тысяч узлов. На неё крепятся аппликации, чтобы декорации казались воздушными. В уголке огромные полотнища ткани сшивает Саргылана.

За стенкой 12 человек работают над созданием сценических костюмов. По столам разложены блестящие балетные пачки, висит уже почти готовый костюм солиста. Закройщица Алина Яковлева рассказывает, что пачки бывают нескольких видов: жёсткие и мягкие. «Например, на пачку Гульнары идёт 9 слоев – 11-12 метров сетки, на каждого человека шьётся индивидуально. Снимается мерка по бедру, и сетка нашивается прямо на сшитые высокие сценические трусы. На мягкую пачку уходит три слоя сетки. Когда пачка готова, её начинают расшивать вручную», — рассказала мастер.

Пошиву пачек специально нигде не учат, все швеи учились, уже придя в театр. Коллектив очень дружный, работают здесь по 20 лет. Например, Наталья Петровна Попова уже давно на пенсии, но перед премьерой приходит помогать коллегам. Иногда после сдачи спектакля, за два дня до премьеры, приходится вносить корректировки в костюмы. Работают здесь и специалист по головным уборам Просковья Иванова и даже один обувщик Илья Самсонов. Руководитель цеха Гирьяна Алексеева признается, что работы всегда хватает, иногда на премьеру даётся месяц, а сшить нужно до 200 изделий! И если в спектакль вводится новый артист, одежда ему шьётся новая. Но зато какая в итоге выходит красота.

Показ балета «Корсар» (12+) состоится в ГТОиБ 13 и 15 декабря. Балетмейстер – постановщик: Мария Сайдыкулова. Дирижер – постановщик: Николай Пикутский. Художник – постановщик: Саргылана Иванова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
19 апреля 19.04
  • $ 94,09
  • 100,53

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: