Состояние рынка печати
Руслан Новиков, генеральный директор ИД «Аргументы и факты», экс-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП, до декабря 2020 года) рассказал ТАСС, что объем прессы в экземплярах продолжал снижение в 2020 году. «Как тренд это сохранится и в 2021 году, но, учитывая ситуацию в 2020 году, когда в условиях пандемии тиражи падали не естественным образом, есть большая вероятность коррекции — возврата показателей вверх. И мы увидим некоторый рост тиражей, как это мы смогли отметить уже в последнем квартале ушедшего года», — рассказал собеседник агентства.
По его словам, были сегменты, по которым пандемия и ограничения ударили сильнее — это бесплатная пресса, распространяющаяся в общественных пространствах, бизнес-центрах, заведениях общепита и красоты, которые были физически недоступны аудитории. В этих сегментах, при стабилизации активной жизни возможен ощутимый рост тиражей, уверен Новиков.
Касаясь еженедельных и реже выходящих изданий Новиков заметил, что в этой нише эволюционное снижение тиражей и рекламных доходов продолжится, а издатели продолжат активно развивать digital-проекты и наращивать рекламную выручку в этом сегменте.
По данным ГИПП и согласно прогнозам экспертов, общий объем рынка периодической печати в 2020 году составит 56,1 млрд руб. Показатели продаж газет и журналов в 2020 году на фоне пандемии и введенных ограничений на торговлю составят в стоимостном выражении 46,4 млрд руб. По оценкам экспертов, в 2020 году издатели недополучат от реализации печатных копий свыше 23% доходов по сравнению с прошлым годом.
По данным ГИПП, количество зарегистрированных в России периодических печатных СМИ начиная с 2008 года ежегодно снижается. За последние три года перечень зарегистрированных печатных изданий сократился на 11%, а за последние восемь лет — на 34,7%. В 2020 году 65% зарегистрированных СМИ в России — печатные (42,23 тыс.), причем за год количество сократилось на 1,5% (653 издания).
Новиков отметил, что сейчас остается вопрос дополнительных мер поддержки СМИ и пролонгации существующих мер господдержки. «Рассрочка на погашение налоговых выплат, безусловно, является важной мерой. Но в периоде продолжающей снижаться экономики рассрочка превращается в накопленные долги, которые платить все равно очень сложно. Наверное, к пролонгации мер нужны не только рассрочки, но и списания», — указал он.
День российской печати отмечается 13 января. В этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер газеты «Ведомости».