"Сказки Севера" из Якутии: как развивается этнобизнес в эпоху зумеров

Основатели мастерской "Северная сказка" в Якутии Сардана и Вячеслав Сукуловы рассказали о своем бизнесе
11:49, 14 октября 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png
Основатели мастерской «Северная сказка» в Якутии Сардана и Вячеслав Сукуловы рассказали ТАСС о том, как самобытный мастер может стать резидентом бизнес-инкубатора и сделать успешный проект из домашнего хобби.

Среди современных эвенков распространено православие, но также до сих пор сохранились культы духов. К этому коренному народу относится и предпринимательница из Якутска Сардана Сукулова. Изначально она пошла по стопам родителей — в ее семье почти все педагоги. Девушка стала учителем технологии. Как признается Сардана, даже будучи совсем взрослой и уже выбрав профессию, она не забывала свое детское увлечение народным творчеством эвенков. Его привила мама. К тому же, несмотря на современную городскую жизнь, в семье чтили традиции предков. Например, всегда отмечали бакалдын. Этот праздник символизирует общую большую встречу людей, семей и родовых племен после долгой и суровой северной зимы. Такое собрание сулило возрождение природы после долгих холодов.

«Моя тетя основала этномузей в городе Томмоте (находится в Алданском районе Республики Саха — прим. ТАСС). Я родом оттуда. Поэтому с самого детства делала различные поделки и помогала участвовать в различных ярмарках и выставках. Потом работала в школе, но не самореализовывалась. И вот начала для себя понимать, что в 22 года хочу больше ярких моментов в жизни», — вспоминает Сардана.

Сначала девушка, просто помогая родным и немного спасая себя от хандры, в оставшееся свободное время делала этнокукол, а также магниты и брелоки с символикой коренных народов Севера. Потом поделок стало больше, временами доход Сарданы от этого увлечения превышал учительскую зарплату. И девушка решила пойти учиться кукольному мастерству на профессиональные курсы.

Сам себе эвенк

Первые шаги в собственный бизнес были сделаны в 2017 году. Сардана вылепила из полимерной глины кочевую семью эвенков: дедушку Дабдуку (в переводе с эвенкийского «победа») с бабушкой Айнаной («прекрасная»), охотника Тыманча («утренний») и его жену Синильгу («снег») с ребенком в люльке. Эта работа так понравилась обычным людям, а потом и профессиональному сообществу, что сарафанное радио помогло добиться всероссийского признания.

«Куклы, по мнению тех, кто смотрел, получились настолько живыми и самобытными, что в качестве достижений народных промыслов их стали представлять на различных выставках«, — отмечает Сардана.

Это позволило ей запустить уже свои мастер-классы. А в 2018 году муж девушки Вячеслав Сукулов, заметив серьезный спрос на такой этнопродукт от многих компаний, предложил открыть ИП. Помимо физических продаж, пара рассчитывала принимать участие в профильных госзакупках. Ставка была сделана верно, вскоре о предприятии супругов узнали в одном из самых посещаемых туристических мест Якутска — этнографическом центре «Чочур Муран». Заключили договор о поставке сувенирной продукции — магнитов, брелоков, панно и кукол.

Бизнес-инкубатор в помощь народному промыслу

По словам предпринимательницы, одним из самых важных этапов в становлении ее дела стало резидентство в бизнес-инкубаторе якутского центра «Мой бизнес». Ее сфера — это больше про креатив и творчество, а инкубатор дал ей практические навыки маркетинга и профессиональной упаковки продукта. Помимо этого, Сардана арендует там офис на льготных условиях — в первый год 10% от первоначальной стоимости, во второй — 20%, в третий — 30%.

«Без инкубатора мы бы не осмелились сделать многих шагов. Благодаря обучению у нас появились инструменты, которые работают уже сейчас, например, мы научились вести соцсети и быстро обрабатывать запросы клиентов. До этого у нас не было понимания, как на своем уровне сделать это максимально эффективно», — поясняет предпринимательница.

Сардана добавляет, что творческому человеку очень сложно делать профессиональный упор на развитие своих предпринимательских навыков ввиду других ориентиров — материальные ценности здесь отходят все-таки на второй план. После инкубатора ежемесячная выручка у предпринимательницы увеличилась с 20 тыс. до 50 тыс. рублей в среднем — основной сбыт идет через Instagram и «ВКонтакте». Еще Сардана с мужем придумали идею: писать в социальных сетях «маленькую историю» каждого сувенира. А общее название бренда для всех продуктов выбрали соответствующее — «Северная сказка».

Основную линейку продукции (куклы, брелоки, магниты, панно, кулоны из кожи и меха) Вячеслав и Сардана делают вдвоем, а семья помогает частично. Так, мама девушки, будучи мастером народно-художественных промыслов, вышивает для них картины гладью с народными сюжетами и делает национальные украшения из бисера. А ее папа — мастер по изготовлению народно-шумовых инструментов. Он изготавливает для мастерской музыкальный инструмент из копыт оленя — томран, тот, по легенде, отгоняет злых духов и излечивает больных — и курительные трубки из березового корня.

Впрочем, спросом пользуется не только ручной труд. В прошлом году мастерская начала делать кружки с иллюстрациями графического дизайнера Дианы Полятинской. Сначала спрос решили протестировать на маленькой партии в размере 36 кружек, сделав заказ у сторонней компании. Когда отклик от покупателей стал значительным, предприниматели решили попробовать сами: купили термопресс и начали производить продукт уже в своей мастерской.

Китай и пандемия

В 2020 году семейная мастерская Сукуловых прошла сертификацию местного министерства предпринимательства для проекта «Сделано в Якутии» и получила соответствующий товарный знак, который позволял торговать продукцией на официальном маркетплейсе местных товаров. Супруги стали ориентироваться на китайский рынок.

«По ценовой политике китайцы, конечно, выигрывают. Они сразу запускают массовое производство и много копируют. Но мы с ними не конкурируем, у нас самобытный уникальный продукт с историей, передающей культуру наших арктических народов через ручной труд. Поэтому у нас есть свой покупатель», — объясняет Сардана.

Предприниматели признаются: в момент, когда случилась пандемия, первые три месяца оказались самыми тяжелыми. Ведь их бизнес целиком завязан на туризме. Многие маленькие самобытные мастерские тогда закрылись. Но Сукуловым повезло, они получили господдержку.

«Мы попали в перечень пострадавших отраслей, поэтому у нас были налоговые и арендные послабления. Это помогло нашему бизнесу выжить», — вспоминает Вячеслав.

Постепенно продажи через соцсети снова наладились, а продукция предпринимателей появилась в других главных туристических точках города — Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского и в «Царстве вечной мерзлоты».

Сегодня ежемесячная выручка «Северной сказки» в среднем составляет 70 тыс. рублей. Кроме того, у предпринимателей есть магазины на таких крупнейших маркетплейсах, как AliЕxpress, Etsy, Live master. А заказы поступают даже из Австралии, Франции и Канады. Но предприниматели надеются, что смогут в скором времени выйти с более серьезной заявкой на мировые рынки.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
25 апреля 25.04
  • -5°
  • $ 92,51
  • 98,91

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: