Северо-Восточный транспортный коридор станет ключевым звеном в развитии Трансарктической магистрали

9 октября заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «АК «ЖДЯ» Алексей Местников выступил на научно-экспертном форуме «Арктика – территория стратегических исследований», где представил масштабный проект компании – создание Северо-Восточного международного транспортного коридора (СВК). Проект определяется как необходимая составляющая формируемого Трансарктического транспортного коридора, необходимость развития которого была отмечена президентом России Владимиром Путиным на Х Восточном экономическом форуме.
Северо-Восточный транспортный коридор направлен на повышение геополитической защищенности северо-восточных границ России и экономическое развитие трех регионов: Республики Саха (Якутия), Амурской и Магаданской областей. Реализация проекта ведется АО «АК «ЖДЯ» по двум основным направлениям.
Первое направление — это интеграция в международную логистику, в рамках которого компания проводит капитальный ремонт железнодорожной линии Сковородино – Рейново, строит станцию Рейново и подходы к совмещенному автомобильно-железнодорожному мостовому переходу через реку Амур. Эти работы ведутся с учетом возобновления деятельности смешанного пункта пропуска (СмПП) Джалинда в Амурской области.
По словам Алексея Местникова на сегодняшний день уже выполнены проектные работы, закуплены и доставлены материалы, развернут вахтовый поселок. Основные строительные работы на участке запланированы на 2026–2027 годы. Параллельно ведется подготовка к строительству социальной инфраструктуры в поселке Джалинда для сотрудников пункта пропуска и железной дороги.
Важным шагом стало решение Минтранса России от 23 сентября 2025 года о проработке параметров совмещенного мостового перехода с Китаем и создании совместной рабочей группы с участием АО «АК «ЖДЯ». Компания уже приступила к подготовке технического задания на разработку проектной документации для моста. Запуск международного сообщения через реку Амур по ледовой переправе запланирован на первый квартал 2026 года.
Вторым стратегическим направлением является строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан. Проект будет реализован в три этапа: Нижний Бестях – Хандыга (375 км), затем до Сусумана и, наконец, до морского порта Магадан, который может стать ключевым хабом Трансарктического коридора.
Потенциал грузовой базы новой магистрали оценивается более чем в 20 млн тонн грузов в год благодаря более чем 140 месторождениям полезных ископаемых в зоне ее тяготения. Актуальность первого этапа (Нижний Бестях – Хандыга) заключается в преодолении сезонных ограничений северного завоза и обеспечении эффективной логистики для промышленной зоны Магаданской области.
«Для реализации этого этапа уже создан проектный офис, завершено предварительное проектирование трассы и мостового перехода через реку Алдан, поданы заявки на резервирование земельных участков», — сказал докладчик.
Алексей Местников отметил, что АО «АК «ЖДЯ» предлагает комплексный подход, предусматривающий строительство федеральной автомобильной дороги в одном коридоре с железнодорожной линией Нижний Бестях – Магадан. Это позволит оптимизировать затраты и минимизировать воздействие на хрупкую арктическую природу. Целесообразность такого подхода была отмечена Минтрансом России.
Компания готова в 2025 году приступить к разработке проектно-сметной документации на совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Алдан в районе поселка Хандыга, который может быть построен на принципах государственно-частного партнерства.
Для успешной реализации столь амбициозных проектов АО «АК «ЖДЯ» использует уникальный опыт, полученный при проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.
Алексей Местников также обозначил необходимость проведения научных исследований в области прогнозирования грузопотоков, расчета экономической эффективности арктических проектов и оценки влияния СВК на социально-экономическое развитие регионов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: