История авиакомпании «Якутия» официально началась 21 января 2003 года
История авиакомпании «Якутия», флагмана гражданской авиации Республики Саха (Якутия), официально началась в 2003 году, а именно 21 января, когда был выполнен первый рейс под собственным кодом «ЯК»: воздушное судно Ту-154М направилось с пассажирами из Якутска в Москву.
Решение о создании авиакомпании было принято на уровне руководства региона. В 2002 году указом президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова на базе авиакомпаний «СахаАвиа» и «Якутские авиалинии» было создано ГУП «Авиакомпания «Якутия». С момента первого рейса воспользовались услугами авиаперевозчика 13 799 588 пассажиров, что для региональной авиакомпании является серьезным показателем.
За двадцать лет авиакомпанией было перевезено 133 252 тонн грузов в разные уголки страны и по международным маршрутам, а общий налет воздушных судов перевозчика составил 447,5 млн км.
Освоение новых типов воздушных судов
Со дня создания акционерное общество «Авиакомпания «Якутия» прошла путь по внедрению в эксплуатацию целого ряда самолетов отечественного и иностранного производства. На замену уже эксплуатировавшимся в начале нулевых Ту-154 пришли американские Boeing-757, которые затем уступили более современным Boeing-737 700 и Boeing-737 800. Отечественные Ан-24, ориентированные на перелеты внутри республики, с 2013 года были заменены на канадские турбовинтовые аналоги Bombardier Q400 и Q300, имеющие увеличенные показатели скорости и дальности полёта.
Также «Якутия» еще в 2012 году, первой в стране после авиакомпании «Аэрофлот», приняла в эксплуатацию новые отечественные ближнемагистральные воздушные суда Sukhoi Superjet 100, которые сейчас задействованы на выполнении регулярных рейсов в Дальневосточном федеральном округе. В 2016 году авиакомпания получила обновленные SuperJet 100 в комплектации «Long Range» увеличенной дальности. Лётный и инженерно-авиационный персонал авиакомпании наработали за десять лет богатейший опыт по части оперативного и периодического техобслуживания самолетов данного типа.
Авиационно-техническая материальная база
Авиакомпания имеет самостоятельный сертификат на техобслуживание самолетов SSJ-100 по всем видам регламента, в том числе на выполнение C-Check (одна из самых сложных форм технического обслуживания и выполняется каждые 7 500 часов эксплуатации), смену двигателя, выполнение сервисных бюллетеней, располагает соответствующим оборудованием и помещениями (ангарами) в аэропорту Якутска. Стоит отметить, что подобной авиационно-технической базой и персоналом с необходимыми компетенциями по техническому обслуживанию SSJ-100 на Дальнем Востоке обладает только авиакомпания «Якутия».
Аналогичный сертификат теперь имеется и по части техобслуживания воздушных судов Bombardier Q300. Первый в истории российской авиации C-Check на этом типе канадских самолетов провели на авиационно-технической базе «Якутия Техникс» осенью 2022 года. В целом опытные профессионалы инженерно-авиационной службы и летного состава уже на протяжении долгих лет считаются визитной карточкой авиакомпании и продолжают доказывать свою высокую квалификацию.
Благодаря слаженному труду коллектива становится возможной надежная работа воздушных судов в особых географических и климатических условиях Якутии, где и базируется предприятие. Температура в зимнее время может гарантированно считаться экстремально низкой, и эксплуатация воздушного транспорта требует определенного мастерства. Посадка воздушного судна в густой туман при морозе в -50 градусов по Цельсию возможна только при условии навыков пилотирования на Севере. Поэтому экипажи самолетов «Якутии» заслуженно пользуются уважением среди сотрудников других отечественных авиакомпаний.
За прошедшие годы «Якутия» успела открыть множество маршрутов по всей России, а также за её пределами. В допандемийный период воздушные суда перевозчика предпринимали регулярные рейсы в города Южной Кореи, Японии, Китайской Народной Республики и Аляски. Причем выполняли рейсы по этим международным направлениям на отечественных воздушных судах Sukhoi Superjet 100, поддерживая имиджевую политику государства.
Социальная политика
Важно отметить, что авиакомпания на протяжении всех 20 лет существования продолжает нести значительную нагрузку в социальной сфере, осуществляя перелеты в отдаленные районы республики, находящиеся за Арктическим кругом, куда зачастую не летают никакие другие перевозчики. Тут необходимо учитывать, что для жителей малонаселенных районов воздушный транспорт является безальтернативным.
Социальная миссия авиакомпанииn также заключается в выполнении большого количества рейсов по субсидируемым тарифам в рамках государственной программы обеспечения доступности воздушных перевозок для льготных категорий населения (молодежь, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи). Являясь давним исполнителем данной программы, авиакомпания «Якутия» с мая по август 2021 года была единственным перевозчиком, который продолжал осуществлять полеты с субсидированными билетами в условиях разгара пандемии COVID-19. За указанный период данной возможностью воспользовалось почти 30 тысяч пассажиров.
С первого года деятельности авиакомпания неуклонно следует принципам корпоративной социальной ответственности. Спонсорская деятельность компании распространяется на малообеспеченные слои населения, приюты и школы-интернаты, учреждения культуры, образования, спорта и общественные организации. На регулярной основе продолжается проведение различных акций и скидок, в рамках которых пассажиры могут приобрести авиабилеты по сниженным ценам по всем регулярным маршрутам авиакомпании.
Поддержка местных производителей
Авиакомпания «Якутия» также большое внимание уделяет поддержке местных производителей. Причем сотрудничество касается самых разных сфер. Так, с 2022 года пассажирам предоставляются прохладительные напитки от Финансовой Агропромышленной Корпорации «Якутия», которая использует при производстве только местные компоненты. Также авиакомпания сыграла свою роль в так называемом якутском кинобуме, предоставляя большие скидки для перевозки съёмочных групп и оборудования местных кинопроизводителей, а также на безвозмездной основе предоставляя свои самолеты для съемок. «Враг по крови», «Сэттээх сир 2», «Карина», «Иччи» и многие другие новинки вышли в прокат с поддержкой «Якутии».
Поддержка массовых спортивных мероприятий и атлетов
С первых лет создания авиакомпания является основным перевозчиком и одним из спонсоров международных спортивных игр «Дети Азии», которые были основаны первым президентом Республики Саха (Якутия) Михаилом Николаевым и которые проводились в Якутске с 1996 по 2016 годы. Основной целью состязаний является поддержка детского спорта, а сами Игры по сути являются одной из основных ступеней к олимпийскому пьедесталу. «Якутия» за эти годы перевезла множество спортсменов, тренеров и спортивных функционеров в рамках проведения «Детей Азии», способствуя стартам выдающихся спортивных карьер.
Кроме того, в 2010 году авиакомпания стала официальным перевозчиком российской делегации во время перелета в канадский Ванкувер, откуда они вернулись с символом Зимних игр для подготовки к следующей Олимпиады, которая планировалась в Сочи.
При этом авиаперевозчик регулярно сотрудничает со сборными Якутии и профессиональными командами, помогая им добраться до мест соревнований или приехать на родину с очередными медалями.
Текущие проекты
В рамках работы по созданию и развитию Единой дальневосточной авиакомпании было заключено соглашение код-шеринга с авиакомпанией «Аврора», которая выступает в качестве маркетингового партнера, а авиакомпания «Якутия» — партнера-оператора. Благодаря подписанию договора, «Якутия» начала регулярные полеты на воздушных судах Sukhoi SuperJet 100 по направлениям «Хабаровск – Анадырь», «Южно-Сахалинск – Комсомольск-на-Амуре», «Комсомольск-на-Амуре – Красноярск». В 2022 году сотрудничество расширилось и воздушные суда авиакомпании «Якутии» выполняют перелеты уже по двенадцати направлениям, вместо четырех в 2021 году.
Предприятие также принимает участие в реализации национального проекта по производительности труда. В данный момент осуществляется внедрение необходимых методик в рамках нормативных процедур. До 2024 года запланировано ежегодное повышение производительности труда в размере 5% путем исключения потерь на производстве.
Несмотря на масштабные лесные пожары, пандемию, работы по реконструкции ключевых аэропортов, сильнейшие внешние санкции и другие испытания, с которыми столкнулась российская авиаотрасль, авиакомпания «Якутия» продолжает ставить в приоритет своей работы обеспечение безопасности полетов на должном уровне. Наличие современной авиационно-технической базы и опыт обслуживания воздушных судов гарантирует надежное решение производственных задач при строгом соблюдении всех стандартов. Безусловную поддержку флагману якутской авиации оказывает правительство Республики Саха (Якутия), уверенными решениями обеспечивая гарантии для дальнейшего развития авиакомпании.
«Якутия» выражает особую благодарность всем своим пассажирам, которые на протяжении многих лет пользуются услугами авиаперевозчика. От Дальнего Востока и до Калининграда, а также от арктических посёлков и до южных мегаполисов они продолжают отдавать предпочтение воздушным судам нашей авиакомпании. Мы ценим своих пассажиров и будем стараться улучшать комфортабельность перелетов, стремясь к самым высоким международным стандартам.
Слова благодарности в этот день также адресованы партнерам, без которых невозможно представить эффективную работу авиакомпании. Особо подчеркивается роль ФКП «Аэропорты Севера» и АО «Аэропорт Якутск», помогающих организовывать рейсы, сокращать расстояния и делающих людей ближе друг к другу.
Перед предприятием стоят задачи наращивания минерально-сырьевой базы и геологической изученности республики
Движения разрешено для транспорта с общим весом до 10 тонн
Выезд состоялся 18-25 ноября в рамках плана работы Малой академии креативных индустрий
Показы пройдут в Мумбаи и Дели
По подозрению в краже задержан уроженец Амурской области
А самой таинственной точкой на карте страны стал мыс Бесов Нос в Карелии