Выставка, проходившая в залах Голубой гостиной Санкт-Петербургского Союза художников, акцентировала главное в творчестве заслуженного художника России, народного художника республики Саха (Якутия) Юрия Васильевича Спиридонова, его предшественников и современников — якутских художников. Это понятие Севера как Родины, родного порога как средоточия целого мира, мира творческого и вполне реального.
У Юрия Спиридонова эта любовь, вознесенная в ранг искусства, рождена пространствами Севера, его людьми, его ощущением космического сопряжения, о чем говорит сам автор. Эта любовь абсолютно неподдельна. Это не желание некой экзотики, но естественная среда для таких мастеров, как Юрий Васильевич.
Хочется, во‑первых, отметить великолепно выстроенную экспозицию выставки в небольшом зале Голубой гостиной, ее четкость — акцентированность главного в творчестве мастера, что давало возможность концентрированного общения с каждой композицией. Структура каждого большого полотна очень органично сопрягалась со строем самой экспозиции. С большим тактом в нее вошли произведения разного эмоционального накала, разных пространственных ходов.
Мне хотелось бы назвать представленные на выставке портреты не лицами, а ликами людей, которые у Спиридонова олицетворяют представителей якутского народа. К примеру, оленеводов, показанных на фоне пространства, где автопортрет художника на фоне гренландских льдов — не только символ, но и живая реальность. Или стоящий посреди негромкого пробуждения природы человек с неизменным псом (а для Якутии этот четвероногий спутник имеет совершенно особое, отнюдь не декоративное значение) — как тут не вспомнить близкие по сюжету произведения Аркадия Пластова! И всё это органично сопряжено с землёй, где человек стоит на фоне незаснеженных просторов — но это тот же Север с его суровым дыханием.
Хозяин Момских гор.
Масштаб этого пространства и величие человеческой фигуры как подчиняют себе природу — они, если так можно сказать, придают окружению лирическую интонацию. Так происходит в картине, где мы словно вторгаемся в пространство, позлащенное изящно написанным фоном. Здесь горнее и дольнее соединяются в удивительную поэму.
Или другая работа, где на заснеженные просторы опустился только что прилетевший вертолет — это тоже жизнь человека, где большое рядом с малым позволяет понять, как живется людям на земле. И эта огромность остро ощущается на фоне природы, ставшей для них родной. Это удивительное ощущение человека — не декларация, но исповедь человека, влюбленного в свой край. Она показательна сама по себе и побуждает еще больше ценить родную землю.
Все созданное Юрием Васильевичем во многом сочетается и со своего рода научным и творческим подвигом его жены Светланы Гоголевой, написавшей о том, какое духовное, культурное наследие окружает сейчас жителей Якутии. Это, действительно, уникальное явление, когда и в школах Республики Саха говорится о мастерах искусства этой земли. И вместе с реалиями Севера с его красотой, его суровостью и тяготами учащиеся получают не просто определенное представление о прекрасном, а утверждение его уже в школьной программе.
Далее — смотрите на сайте газеты «Якутия»
Гороскоп на субботу, 23 ноября
Игорь Юргин заявил о необходимости разработки программы для доступности первичной психологической помощи
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос
Авиационная охрана в Якутии была создана в 1944 году