Сергей Расторгуев: Якутский цирк обязательно надо достроить!

Как республика отметит 25-летний юбилей самого северного цирка, ЯСИА рассказал его директор и худрук
09:00, 13 февраля 2019
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В этом году Государственному цирку Якутии исполняется 25 лет. О том, как республика отметит юбилей самого северного цирка и почему китайцы опасаются якутских акробатов, ЯСИА узнало у человека, посвятившего всю свою жизнь эстрадному и цирковому искусству — директора и художественного руководителя Государственного цирка Якутии Сергея Расторгуева. 


— В этом году Государственному цирку Якутии исполняется 25 лет. Создавались вы в непростые 90-ые годы. Сложно было?

— Указ о создании Государственного цирка Якутии был подписан первым президентом Якутии Михаилом Николаевым 5 сентября 1994 года. Изначально в состав вошли две труппы: синтез театр «Ойуун» («Шаман»), которым руководили я и моя супруга Марфа Расторгуева, а также группа «Туhулгэ» под руководством Владимира Иванова. Мы тогда размещались на базе Сахаконцерта, затем нам выделили здание бывшего инженерного центра. Квадратов было очень мало, зал был рассчитан всего на 150 мест. В нём мы и тренировались, и показывали представления.

Ещё до создания цирка мы с Марфой часто ездили за границу на гастроли, объездили около 40 стран, я —  как жонглёр, она — как певица. А в 1994 году пошёл разговор об открытии цирка, нас вывели из Сахаконцерта, у нас появилось отдельное штатное расписание, и мы поселились на Оуйнского, 8/2. Очень, конечно, помогали Зинаида Фёдорова, Александр и Галина Павловы («Киэргэ»), Альбина Поисеева, Анастасия Павлова, Андрей Борисов

— Какое представление увидели зрители в только что открывшемся цирке?

— На новогодние каникулы мы привозили артистов из Москвы, были фокусники, жонглёры… А вот животных не было, разве что собаки, и ещё на улице стояли клетки с медвежатами, но ими некому было заниматься. Так как не было дрессировщика, нам пришлось отдать их в якутский зоопарк. В том же старом здании ещё в 1999 году впервые прошёл наш республиканский фестиваль «Мамонтёнок». Участников, я помню, было больше, чем зрителей, ведь в зал входило человек 120-150. Из-за того, что гардероб был маленький, многие переодевались в машинах. Но, несмотря ни на что, это маленькое здание сыграло очень большую роль, ведь именно в нем всё начиналось.

Выпускники Государственного циркового училища 1984 года стали первым составом труппы. В филармонии был директор Пётр Пестряков, именно благодаря ему удалось отправить первых ребят в цирковое училище, так у нас появились 15 артистов. А уже в 1997 году нам удалось договориться об обучении наших ребят в пекинской цирковой школе. Руководство республики нас поддержало, были выделены средства на обучение. В 2004 году первые артисты выпустились и вернулись к нам. Свой первый гран-при ребята завоевали ещё в 2002 году на международном цирковом фестивале в московском цирке на Цветном бульваре им. Юрия Никулина, куда мы их повезли. Наши юные акробаты в то время стали очень популярными, участвовали во всех правительственных концертах.

— А сегодня ребята продолжают обучаться в пекинской школе?

— Наборы при финансовой поддержке республики были в 1997, 2004, 2012 годах. Большую помощь в обучении первого поколения студентов в Пекинской цирковой школе в 1997 году оказал Матвей Васильевич Мучин, в то время директор Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте Якутии, за то что мы ему очень благодарны. Последний набор, правда, обошёлся дороже, потому что произошёл скачок доллара. Но нам бы очень хотелось продолжить сотрудничество с пекинским международным колледжем искусств. У них там очень хорошие условия, за эти годы они много всего построили. Когда наша первая группа начинала в колледже учиться, было другое общежитие, с тех пор там построили новое. Преподавание идёт на китайском. Все наши ребята знают китайский язык, с ними всегда едут два педагога, которые два раза в неделю занимаются с ними ещё и общими предметами: математикой, литературой… Ведь в колледж едут учиться совсем дети в возрасте от 7 до 11 лет. Правда, в третий поток мы набрали ещё и несколько ребят постарше, чтобы были силовые акробаты, которые могли выполнять поддержки и поднимать младших. Каждое лето они приезжают домой, выступают здесь. В этот Новый год, например, десять человек принимали участие в Ёлке Главы республики, а также во всех новогодних мероприятиях цирка.

— А как ребёнок может попасть на обучение в пекинский цирковой колледж?

— У нас есть своя детская цирковая студия «Серпантин», где ребёнок может освоить жонглирование, акробатику, в общем, изучить азы циркового искусства. Самых лучших и способных мы отбирали для обучения в Китае. А вообще объявлялся набор всех желающих, но с определёнными высокими требованиями к физической форме и способностям.

— Возвращаясь к созданию цирка… Новое здание открылось в 2004 году и…

— Да, спустя ровно десять лет после открытия в старом здании. В 2003 году наш цирк, наших акробатов пригласили на международный фестиваль в Монте-Карло. И наши дети, в то время студенты пекинской цирковой школы, завоевали «Серебряного клоуна». К тому времени у нас уже долго стояли сваи, но строительство не начиналось, я очень много писал, что надо, надо, надо… Может быть, та победа немного повлияла, но решение Вячеславом Штыровым было принято — к 2004 году, к Играм «Дети Азии» построить новое здание государственного цирка Якутии. И 25 июля 2004 года это здание во время игр «Дети Азии» открылось, открылся и наш сквер «Мамонтёнок».

— Какие у Вас были чувства, когда первые зрители вошли в зал?

— Мы с моей супругой Марфой Петровной Расторгуевой не верили, что получилось: «Неужели нам удалось добиться? Неужели это у нас сейчас происходит? В Якутске – свой цирк!». Мы плакали от радости. Люди вокруг тоже были очень радостными. Потом Максим Никулин приезжал, были большие хорошие номера с животными, с медведями, приезжал Игорь Кио, открывал сезон. Все было очень торжественно и радостно.

— У разных цирков есть свои сильные стороны, свой бренд. А якутский цирк – это…

— Наш талисман – Мамонтёнок. «Дети Азии», кстати, именно после нас стали его тоже использовать. И, конечно, мы – Бриллиантовый цирк Якутии (Sakha Diamond circus). Именно под этим брендом нас знают в мире, и даже, когда меня пригласили в состав жюри на 43-й международный цирковой фестиваль в Монте-Карло, проходивший под председательством Её Высочества принцессы Монако Стефании, нас представляли именно так. В составе жюри было шесть человек — представители Китая, Италии, Швейцарии, Англии, Франции, а Россию представляла Якутия, то есть наш Государственный цирк. Кстати, от имени главы Якутии мы вручили принцессе Стефании официальное приглашение на юбилей цирка, который пройдёт этой осенью.

Вообще любой цирк стоит на трёх китах: акробаты, клоуны, животные. Всё это у нас есть. И свой балет есть, и оркестр тоже свой. Многие цирки расформировали свои оркестры, а у нас он существует. Но наша особенная гордость – это сильные акробаты, гимнасты, эквилибристы…

— Есть уже какие-то планы, как пройдёт празднование юбилея цирка?

— Мы планируем провести большой международный фестиваль «Мамонтёнок», пригласить около десяти стран-участниц: Китай, Монголию, Бурятию, Казахстан, Вьетнам, Узбекистан… Также выпустим премьеру спектакля «Кун Ойуун» («Шаман «Солнце»). Это будет цирковой спектакль в стиле синтез-модерн. Сейчас у нас есть основная программа, которую мы лет семь уже прокатываем по всей России, Средней Азии — «Тепло вечной мерзлоты». Её нам ставили режиссёр Таисия Корнилова, художник по костюмам Сабина Горелик, а хореографию — знаменитый Мигель. Недавно мы с этим шоу работали в Прибалтике, в Минске, где за месяц сыграли больше 60 спектаклей, зрители очень хорошо принимали. Руководство минского цирка просит через пару лет снова к ним приехать, и, если это случится, мы повезём уже новую программу.

— А когда начнутся репетиции «Шамана «Солнце»?

— Они уже начались. Артисты вернулись с гастролей, отдохнули, и мы начали ставить массовые сцены. В спектакле мы хотим сделать новые номера, трюки, костюмы, хореографию… Руковожу проектом я, режиссёр — Мария Харлампьева-Попова, хореограф — Марианна Саморцева, художник — Пётр Винокуров, также мы привлекаем Михаила Егорова — художника из Сахатеатра. Хотим мобилизовать композитора-постановщика Юрия Ли с его командой, у нас уже есть положительный опыт работы над прежним шоу «Тепло вечной мерзлоты». Он согласен снова с нами поработать. Но нужно дополнительное финансирование на специалистов, костюмы, спецэффекты, свет. Задача — к осени собрать костяк спектакля, постепенно мы его будем дорабатывать новыми трюками и номерами.

— Кто будет занят в новом спектакле?

— В этом году пекинский колледж закончат 20 наших ребят, поэтому у нас будет пополнение. Они приедут весной, в мае, и до осени мы с ними должны создать этот новый спектакль на основе мотивов эпоса олонхо. Но, несмотря на то, что он будет национальным, мы хотим, чтобы он был современным, интересным для детей и взрослых, с которым можно было бы ездить по всему миру, выступать даже на сцене. В него всё должно войти: канатоходцы, акробаты, лучшие номера, балет, живая музыка, хомус, вокал. Займём человек 60, также задействуем и наших северных животных.

— Хочу задать вопрос от некоторых ваших маленьких зрителей – где живут цирковые животные?

— У нас сегодня пять оленей, собаки (маламут, хаски, лайки, королевские пудели), два песца, две лисы, восемь лошадей, две змеи, хорьки, голуби, попугаи и павлин. Живут за кулисами. Места, конечно, очень мало. Сейчас две комнаты, и за цирком пять метров. Нигде такого нет. Летом собаки лают, павлин кричит, а совсем рядом стоят деревянные старые дома. Люди одно время жаловались, а сейчас понимают, тоже ждут, когда нас начнут достраивать, а их — переселять. Цирк ведь у нас недостроенный, не позволяет даже крупные программы привезти. Поэтому очень нужно, чтобы наш цирк был достроен.

— А что будет после строительства, как это будет выглядеть?

— Это будет единый полноценный цирковой комплекс, который будет включать в себя универсальный акробатический зал для тренировок артистов, детско-юношескую цирковую школу, где смогут учиться дети из районов и даже других регионов. Для них планируется построить общежитие. В проект входят и помещения для большого оборудования и реквизита местных и приезжающих на гастроли артистов. В этом случае мы сможем принимать у себя с гастролями крупнейшие цирки страны и мира. В перспективе в завершённом комплексе планируем создать международный центр циркового и других зрелищных искусств Арктики. Сейчас глава республики Айсен Николаев дал поручение правительству начать прорабатывать вопрос о завершении строительства.

Мы совместно с министерством культуры Якутии, с министром Юрием Куприяновым работаем над стратегией развития циркового искусства, прописываем экономическое обоснование строительства комплекса цирка, должны сейчас защититься. С мэром Якутска Сарданой Авксентьевой тоже работаем по вопросу сноса деревянных домов, которые стоят на месте будущей стройки.

— Да, работа предстоит огромная. Вы ведь сами выступали, прежде чем возглавили цирк, не жаль было оставлять сценическую деятельность?

— Наверное, это было призвание. Мы вдвоем всё начинали: я и моя супруга Марфа. Её уже нет… Нас всегда очень хорошо принимали. Я сначала очень боялся начинать, нас было всего 15 человек. Но Михаил Ефимович Николаев предложил и настоял. Вот теперь у нас в штате 200 человек. Это с виду только кажется, что легко, на самом деле нет — ходить, спрашивать, пробивать…

Мое детство прошло в Амге. Семья была большой – родители и семеро детей. Я часто изображал или пародировал кого-то. Бывало, бабушка сидит — корову доит, я подхожу к ней со спины и начинаю разговаривать голосом соседки, а она не сразу понимала, что это я шалю. В те времена в журнале «Юный техник» на последней странице печатался раздел «Искусство жонглировать», и я этим увлёкся. Телевизоров не было, и мы все круглыми сутками были на улице, поэтому были спортивно развиты. Я сначала жонглировал тремя мячами, потом пятью. А в 8 классе приехал в Якутск и поступил в цирковой кружок во Дворце пионеров, он тогда в здании нынешнего ТЮЗа находился, и начались булавы, палки, мячики… Первый настоящий цирк я увидел только в 70-х, когда оказался в Москве в Цирке на Цветном Бульваре. Этот запах старого цирка я до сих пор помню. Кто бы мог подумать, что спустя годы будут сотни городов и стран, десятки шоу-программ, и главное, в Якутске откроется свой настоящий Бриллиантовый цирк!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
27 апреля 27.04
  • -6°
  • $ 92,01
  • 98,72

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: