Сардана Саввина: Якутское кино сотворил зритель

20:05, 22 марта
Текст:

147 художественных фильмов сняли в Якутии за последние 20 лет. Такую информацию предоставило министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) по запросу спецпроекта ЯСИА «Якутия: 20 лет в 21 веке».  В среднем каждый год в нашей республике снимается семь фильмов, это самый высокий результат среди всех регионов России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Интерес к якутскому кино постоянно растет, это доказывает множество призов на престижных кинофестивалях: только за последние восемь лет якутские фильмы завоевали 75 наград. Вместе с известным кинопродюсером Сарданой Саввиной мы ищем ответ на вопросы, в чем причина успеха якутских фильмов и как сделать их еще лучше?

– Почему кинопроизводство в Якутии развито лучше, чем в других регионах России? 

Еще в начале 90-х годов началось возрождение якутской культуры, и в 1992 году была создана кинокомпания «Сахафильм». Насколько я знаю, в других регионах России нет своих национальных кинокомпаний. Вокруг компании сформировалась творческая среда, была создана техническая база, возможность реализовать проекты. Это были первые шаги, заложившие фундамент для дальнейшего развития.

В те годы яркими представителями якутского кино были Алексей Романов, Семен Ермолаев, Эллэй Иванов, Анатолий Васильев, Геннадий Багынанов, Никита Аржаков, Вячеслав Семенов, Степан Сивцев – Доллу.

Как мы помним, первые фильмы были малобюджетными и создавались для якутского телевидения. Большинство жителей республики знакомилось с якутскими кинокартинами на местном телевидении, не на больших экранах. Затем наступили «нулевые» и произошел технический перелом: появилась цифровая камера, снимать кино стало легче и проще. В зарождающуюся отрасль ворвались молодые ребята. Большинство из них не имело профессионального образования, но мечтало снимать фильмы и упорно работало.

— Как я понимаю, якутский зритель тоже хотел увидеть кино на родном языке?

Когда фильм Никиты Аржакова «Хара маска» впервые показали в Якутске, в кинотеатре «Центральный» был большой ажиотаж, на сеанс хотело попасть множество людей. Тогда местные кинопрокатчики поняли, что якутское кино очень востребовано и может стать прибыльным. Поэтому следом вышел фильмы Сергея Потапова «Любовь моя» и «Куот» Константина Барашкова. Обе были профинансированы продюсерской студией «Алмазфильм». Появилась успешная творческая студия «Детсат», чьи фильмы до сих пор любимы зрителями разных возрастов. Вообще, в «нулевые» сняли много якутских фильмов. Конечно, большинство из них не были такого высокого качества, как сейчас. Но фильмы снимались, их показывали на больших экранах, зрители обсуждали кино и ждали новых проектов. С годами фильмов становилось меньше, так как начали работать на качество. Новая волна в якутском кино началась с 2010 года: появились новые авторы, технически подкованные, снимающие мощные жанровые картины. 

И именно с появлением новых авторов начинается успех якутских фильмов на кинофестивалях? 

Я как раз с 2010 года занимаюсь продвижением якутского кино. Сначала все было на энтузиазме, мы продвигали фильмы Сергея Потапова, Михаила Лукачевского, Марины Калининой и других ребят. Постепенно начали участвовать в зарубежных фестивалях. Помогала также известному сейчас режиссеру Дмитрию Давыдову с продвижением его дебютной полнометражной кинокартины «Костер на ветру».  Довели фильм до крупнейших кинофестивалей, на которых ранее якутское кино представлено не было. Тогда я сделала вывод, что нужно сосредоточиться на фестивалях, которые аккредитованы FIAPF – Международной ассоциацией кинопродюсеров. В мире 15 таких фестивалей, в том числе Каннский, Берлинский, Шанхайский, Венецианский. В России в список FIAPF входит Московский международный кинофестиваль. И когда мы планировали продвижение «Царь-птицы» Эдуарда Новикова, решили отправить фильм в Москву. «Царь-птица» стала первой якутской картиной, которая прошла отбор в основную конкурсную программу кинофестиваля. Я была очень рада, понимала, что фильм вызовет интерес, и надеялась на приз. Но никто не рассчитывал на Гран-при!

– В следующем году на Московском международном кинофестивале была представлена еще одна якутская кинокартина – «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой. 

Конечно, было смело вернуться через год с новой картиной. Можно было поскромничать, участвовать в другом кинофестивале, не таком масштабном. Но хотелось доказать всем скептикам, что успех «Царь-птицы» – это не случайность, что в Якутии умеют снимать хорошие фильмы. И мы снова прошли в основную конкурсную программу, взяли Приз зрительских симпатий, который дороже любых других наград. Фильм коммерчески успешен: прокат в Якутии прошел удачно, было получено множество призов – от ММКФ до премии Сети продвижения азиатского кино. Сейчас «Надо мною солнце не садится» – рекордсмен среди якутских фильмов по количеству призов. 

– Это было в 2019 году. А что принес якутскому кино 2020-й?

Прошлый год был сложным, но якутское кино хорошо себя показало. Фильмы «Пугало» и «Хара хаар» получили призы на кинофестивалях. Вышла масштабная историческая драма «Тыгын Дархан». Новый проект Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана» получил федеральное финансирование. Впервые в истории якутского кино! Фильм Дмитрия Давыдова «Пугало» вышел в широкий российский прокат. Все это хорошие знаки.

Кроме того, правительство Якутии в прошлом году уделило кино серьезное внимание. Впервые провели питчинг – конкурс кинопроектов на соискание грантов. Победители получили государственную поддержку на сумму 20 миллионов рублей. Отрадно, что поддержали не только игровое кино, но и другие направления: анимацию, документальный жанр. Финансовая поддержка от республики очень важна, потому что до этого фильмы снимали на энтузиазме, с минимальным бюджетом. Хочется выйти на более профессиональный уровень, и гранты помогут это сделать. Кроме того, господдержка даст долгосрочный эффект, ведь часть субсидий потратят на новое оборудование, которое можно будет использовать в следующих проектах. Поэтому мы с нетерпением ждем следующий конкурс.

– Что может способствовать развитию якутского кино?

Необходимы академические работы. Нужно, чтобы было больше научных статей о якутском кино, чтобы его освещали и исследовали с различных точек зрения. СВФУ начал подключаться к этой работе, есть интерес со стороны зарубежных исследователей, лед тронулся. Также нам не хватает журналистских обзоров, качественной критики.

– Насколько сильно влияние зрителей на успех якутского кино?

Якутское кино сотворил зритель, я в этом уверена. Если бы наши зрители проигнорировали первые работы якутских режиссеров, то ничего бы не было. И поэтому мы всегда говорим зрителям слова большой благодарности. Но возникает другой вопрос: почему люди захотели смотреть якутское кино? И почему хотят сейчас? Наверное, потому что мы в Якутии ставим в центр свою самобытную культуру, которая выражается через творчество, искусство.

22 апреля 22.04
  • -6°
  • $ 76,82
  • 92,29