После окончания Омского лётно-технического колледжа ГА в 2013 году Николай Кримашевский трудоустроился в авиакомпанию «Полярные авиалинии» вторым пилотом вертолета Ми-8. За 6 лет он дорос до командира. Общий налет – 2700 часов, из них в качестве КВС – 1100. По итогам прошлого года пилот стал лидером по налету часов (623 часа).
Мы встретились на «точке» – в Батагае. Николай прилетел сюда в командировку в начале февраля. Через несколько дней он возвращается обратно в Якутск.
– Не считаешь ли ты, что слишком молод для командира?
Нет, каждый «схватывает» по-разному. Главное – желание и дисциплина. Руководящий состав должен видеть, что ты заинтересован, ответственен и компетентен.
Еще нам, молодым, сейчас свезло. Командиры у нас возрастные, нет людей среднего возраста. Старшие начали уходить на пенсию. Мы себя хорошо показали, руководство решило нас повысить.
– Какой момент в руководстве по эксплуатации вертолетов — самый сложный?
Отказы – самое сложное. Надо их хорошо знать, чтобы быстро принимать решение.
Раз в год у нас проходит тренировка по отказу одного двигателя на разных этапах полета. Есть прерванный взлет: у тебя низкие высота и скорость, ты садишься прямо перед собой. При продолженном взлете времени на маневр и посадку больше. Отказов у меня пока в полетах не было, проносило.
– Когда я пришел, ты читал «Аэродинамику вертолетов». Зачем? Тебе обязательно ее читать?
Нет, но я чувствую, что мне надо подтягиваться в этом.
– Видишь свои пробелы?
Да, что-то забывается: много документов и информации, цифр в руководстве. На Ми-8 одни цифры, на Ми-8МТВ – другие уже. Ты, допустим, прочитал книгу, но все равно ее забываешь: нужно читать, повторять.
Никто меня насильно не заставляет изучать такую литературу, но если начнут спрашивать, а я не смогу ответить, мне будет стыдно.
Коллеги тоже занимаются. Мы постоянно учимся: подтверждаем квалификацию и т.д.
– Некоторые пилоты говорят: Каждый раз, когда отрываешься от земли, мечтаешь вернуться обратно. У тебя есть такое?
У меня наоборот: чем дольше, тем лучше. Выполняю один рейс, уже думаю о новом. Мне интересно, когда 2-3 рейса в сутки. Летом мы так и работаем. Весь сезон провели в вертолете, грубо говоря. Меня это максимально устраивает. Когда зимой работаешь на «точках», то трудно сидеть, маешься от безделья. А так улетел – и день быстрее прошел.
– Иван Мюдович [Заборовский, д-р Батагайского филиала – прим.ред.] рассказывал о том, что ты его приятно удивил при выполнении одного из рейсов: по его мнению, многие другие командиры в твоем случае совершили бы возврат в аэродром вылета.
Я понял, о чем речь. Нам дали рейс по вывозке детей из оленеводческого стада. Полетели из Батагая, и в предгорье при входе в горы был снежный заряд [внезапный и сильный снегопад – прим.ред.]. Я знал, что погода неидеальна, но по прогнозу облачность была намного выше. Можно было вернуться, но по документам нам разрешается производить посадку на площадки, подобранные с воздуха. Мы там три часа ждали, пока погода улучшится. Дождались, взлетели, выполнили работу.
В целом, надо быть готовым к ухудшению метеоусловий, моделировать нестандартные ситуации, знать документы и правильно ими пользоваться.
– В прошлом году ты налетал 623 часа. Как семья реагирует на то, что тебя нет дома?
Привыкли. Мы начинали отношения, когда я был вторым пилотом: тогда я еще чаще летал в командировки.
– А дети есть?
Сын, 10 месяцев.
– Он хочет быть пилотом?
Возможно, у него есть такая мысль (смеется).
– А отец у тебя был штурманом Ту-154.
Да, он вырос в Киргизии, работал там и в Минске. Затем переехал в Якутию, трудоустроился в НАК «Саха Авиа». Его типы: Ан-2, Ан-12, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ту-134, Ту-154. Дед был командиром Ан-24.
– Кто вводил тебя в командиры?
Пилот-инструктор, КВС Ми-8 Семенов Семен Николаевич.
– Звучат его слова в голове?
Бывает, да. Он мне говорил: «Не торопись, Коля, никогда, делай все спокойно. И не расслабляйся».
Расслабиться можно, когда ты вышел из вертолета. Пока ты не приземлился, не надо думать, что выполнил рейс. Бывало, что мыслями уже едешь домой, какие-то дела делаешь. Но сначала надо выйти из вертолета, а потом начинать думать о своих делах.
– Любимая точка из числа филиалов авиакомпании?
Среднеколымск, там летом большой объем работы. В Батагае, например, всегда 2 экипажа имеется, работаешь через день, а в Среднем 5 дней работаешь, 1 день дежуришь на нужды ПАСОП (поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов).
В Тикси тоже интересно, там ветра, там белизна. В Батагае – горы.
Интересно летать в Усть-Неру. Мы с Бесаевым [Тимуром Арчиловичем, ведущим пилотом-инструктором – прим.ред.] летали к стадам у сел Тополиное, Теплый Ключ. Это были рейсы по поправкам в Конституцию. Вот там, в горах, очень интересно работать, высоты до 2400 метров.
Мы также повышали там мой допуск на посадку в горы с 1000 до 2000 метров (над уровнем моря). Это — максимальная высота, на которую я сейчас могу сесть. Но пока такой работы нет.
– Самый запоминающийся рейс?
Когда Семен Николаевич вводил меня в КВС, мы летали по стадам в Оймяконском районе. Там рядом с Сасыром есть Пик Победы высотой около 3100 метров. Видим, что гора в снегу, погода пасмурная, испарения от гор, холод. А потом перелетаем этот пик и внезапно видим солнце, зеленую траву. Это был сильный контраст.
– Ты рассказывал, что ходишь в качалку. Здесь на точке в Батагае занимаешься на тренажерах?
Да, но не так часто, как хотелось бы.
– Следующая цель?
Выучить английский язык (смеется).
– Utair не манит?
Нет, у меня в Якутске дом, семья, родители. Менять компанию на другую не вижу смысла: также буду ездить по командировкам и «точкам». Зачем? Можно же жить дома.
– Три любимых фильма.
«300 спартанцев», «Троя», «Ярость».
Нет такого, что смотрю фильмы только про авиацию. Мне нравится моя работа, но я не фанатик, чтобы отслеживать все, что снято на эту тему.
– От себя что-то добавишь?
Не ленитесь, учитесь, уделяйте время саморазвитию, занимайтесь спортом. И не стоит замыкаться только на работе: надо жить, отдыхать, получать удовольствие.
Автор: Григорий Фоменко,
пресс-служба АК «Полярные авиалинии»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: