В России в последние годы особое внимание уделяется развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Особенно воодушевляет то, что реально начата работа по строительству мостового перехода через реку Лену, из года в год улучшается и расширяется дорожно-транспортная инфраструктура республики.
Действуют программы по развитию арктических территорий России. В этом отношении республика идет впереди. И это благодаря особому вниманию президента Владимира Путина и правительства по развитию Арктической зоны РФ, принятия стратегии развития Арктической зоны РФ». По поручению Владимира Путина поставлена задача создания сети опорных населенных пунктов федерального статуса в Арктической зоне России, главная цель которой ускоренное развитие всех территорий Крайнего Севера и повышение качества жизни северян. Правительством РФ утвержден перечень объектов, которые составят опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. В перечне автодороги и другие транспортные сети Якутии, которые еще должны дополняться по мере согласованности с региональными властями.
С самого начала вступления в 2018 году в должность главы Якутии Айсена Николаева было усилено внимание на развитие арктических территорий республики. Было создано министерство по развитию Арктики и делам народов Севера, и приняты планы строительства дороги «Яна», начиная с автозимника продленного действия Тополиное – Верхоянск (Батагай) совместно с АО «Полиметалл». До Тополиного ремонтируется автомобильная дорога, строятся мосты через ключевые речки, а в этом году в плане строительство моста через Ольчан. «Полиметалл» практически проложил автозимник продленного действия Барылас – Прогноз – Тополиное и возит руду с полиметаллическо-серебряного месторождения Прогноз, им составлен проект для строительства моста через реку Томпо. Строительство круглогодичной автомобильной дороги «Яна» включено в программу партии «Единая Россия».
Примечательно, что в очередном послании Айсена Николаева Государственному Собранию (Ил Тумэн) сказано, что ускорение строительства дороги «Яна» является стратегической задачей, и в перспективе она свяжет Северный Ледовитый океан с федеральной дорогой «Колыма». Он отметил, что «наша республика становится участником глобальных экономических процессов на Востоке. На международном форуме в Пекине «Один пояс – один путь» президент нашей страны В. В. Путин обозначил новые международные транспортные коридоры, среди них и якутский, который соединит Азиатско-Тихоокеанский регион с Северным морским путем». Это значит, что именно дорога «Яна» станет одним из ключевых в этом плане и будет иметь статус федерального и международного значения наравне с дорогами «Лена», «Колыма» и «Вилюй».
Стимулом для этого являются грандиозные планы освоения уникальных богатств недр Арктики в виде благородных и редких металлов, редкоземельных элементов, перспективы выявления запасов углеводородного сырья, укрепление оборонной способности страны и реализация стратегии развития Арктической зоны РФ. Практическое осуществление этих планов начинается с освоения уникального золоторудного месторождения Кючюс и строительства Усть-Куйгинской Малой атомной электростанции. В плановом порядке добычные и геологоразведочные работы ведутся на Куларском, Депутатско-Селенняхском и Верхоянском горно-промышленных площадях, интенсификация которых в новых условиях будет работать на импортозамещение стратегического минерального сырья и технический прогресс.
С открытием северного морского пути предусматривается опорная «агломерация Тикси – Найба» со строительством глубоководного морского порта. Именно глубоководный морской порт Найба предусматривается пунктом выхода сюда автомобильной дороги «Яна», связующей Северный морской путь с большой землей.
Думается, что строительство дороги будет идти с обоих концов. При этом ввиду практической эффективности опережающим будет строительство отрезка трассы Тополиное – Верхоянск (до звена трассы Верхоянск – Батагай). Такой подход сразу же решает давно назревшие вопросы по пяти арктическим улусам (Верхоянский, Эвено-Бытантайский, Усть-Янский, Абыйский и Аллаиховский):
1. Оперативный и своевременный завоз топливно-энергетического груза.
2. Своевременное обеспечение торгово-логистических пунктов.
3. Своевременный завоз всех необходимых грузов и техники для строительных и недропользовательских предприятий, промышленности, сельского хозяйства и частных нужд.
4. Развитие рыночных связей и торговли.
5. Развитие туризма.
6. Развитие информационной связи доведением оптоволоконного скоростного интернета (ВОЛС) в населенные пункты.
Это поможет и ускорению строительства и освоения Усть-Куйгинской МАЭС и Кючюского рудника, так как грузы для них можно будет транспортировать, используя п. Батагай как перевалочную базу и в зимнее, и в летнее время. Приход круглогодичной автомобильной дороги в п. Батагай способствует возрождению речного флота на реке Яне с портом у п. Батагай. А речной флот на Яне – это так же развитие перевозки грузов, пассажиров и туризма.
С открытием дороги «Яна» появится возможность благоустраивать села, развивать сельское хозяйство и местную промышленность, привлекать молодых людей в села. Таким образом, будут осуществляться такие революционно-прогрессивные дела, которые даже не снились у местного населения. Наслеги Арылах, Сартанг и Барылас будут обеспечены республиканской дорогой, а в последующем муниципальные дороги через с. Бала дойдут до самых окраинных наслегов Дулгалах и Суордах. Эти наслеги смогут постепенно решать проблемы экологической части вопроса, связанной с сооружениями полностью благоустроенных домов с санузлами. Так как для утилизации сантехнических отходов можно будет в первое время использовать очистные пункты Верхоянска и Батагая.
Практическая реализация строительства круглогодичной автомобильной дороги «Яна» от с. Тополиного до трассы Верхоянск – Батагай начинается. Так, с марта в этом году планируется начало строительства интервала автодороги 57 км г. Верхоянск — с. Бала Арылахского наслега. По информации из отчета главы Верхоянского района, предусматривается доведение круглогодичной автомобильной дороги до автотрассы Батагай – Верхоянск в 2028 году.
Одним из ценных предложений Айсена Николаева в послании Ил Тумэну является разработка планов развития 48 опорных сел по линии программы комплексного развития сельских территорий. Призывается оперативно предлагать администрациями улусов избранные опорные села с составлением планов развития по ним. По Верхоянскому улусу благоприятные условия появятся у с. Бала Арылахского наслега, куда скоро дойдет круглогодичная автомобильная дорога с г. Верхоянска. Конечно же, в число благоприятных как опорные села для программы комплексного развития могут войти и села Борулах, Бетенкес, Юттях, Столбы и другие, где имеются дороги.
Автор: Руслан Иванович Протопопов, заслуженный геолог РС (Я), отличник разведки недр РФ, почетный ветеран-геологоразведчик РФ, кандидат геолого-минералогических наук.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: