Большое интервью с руководителем главного университета республики
Прошёл год после того, как премьер-министр правительства России Дмитрий Медведев подписал указ о назначении на должность ректора СВФУ им. М. К. Аммосова Анатолия Николаева, который до этого момента занимал должность проректора вуза. О том, как он оценивает это значимое событие спустя определенный промежуток времени, какие задачи стоят перед университетом, как пандемия коронавируса повлияла на них, чему СВФУ должен научить студентов и многом другом, в материале ЯСИА.
Многие знают, что Анатолий Николаев с 2011 года руководил Институтом естественных наук, где проявил себя в качестве дальновидного и динамичного руководителя. Это не прошло незамеченным — в 2017 году назначают проректором по естественному и техническому направлениям в СВФУ им. М. К. Аммосова. Но настало 26 июня 2019 года: премьер страны Дмитрий Медведев подписывает указ о назначении нового ректора СВФУ – одного из 10 федеральных вузов России. Как отметил Николаев, стартовой точкой для его подготовки в качестве ректора послужило полугодовое обучение в «Школе Ректоров 8: ректорский кадровый резерв» в СКОЛКОВО. Он признаётся, что, наверное, уже тогда — морально и ментально, понял немаловажный факт о готовности руководить вузом. Затем поступило предложение от Евгении Михайловой выдвинуть его кандидатуру в качестве нового ректора СВФУ.
«Я не отказался от предложения, но, конечно, если не возникнет вопросов у комиссии и всего коллектива университета. Это было не сиюминутное решение. Необходимо было оценить все ЗА и ПРОТИВ», — говорит Николаев. Добавим, что в пользу его кандидатуры сыграли множество факторов: окончил ЯГУ с красным дипломом, стал ассистентом в одной из кафедр БГФ (в настоящее время ИЕН), поступил на аспирантуру и достойно защитил свою кандидатскую (а затем и докторскую), имеет большой опыт работы в академическом институте в качестве научного сотрудника и дорос до его руководителя в родном факультете. То есть он напрямую знаком, как это говорится, «со всей кухней изнутри» на любом уровне и мог благодаря приобретённому опыту не просто трезво оценивать ситуацию, но и принимать необходимые решения для устранения каких-либо проблем.
Прошёл год с назначения Николаева на должность ректора, и мы попросили дать ему оценку своей деятельности. Анатолий Николаевич подчеркнул, что давать оценку своей годовой деятельности в качестве ректора — дело неблагодарное и никогда не отличался тем, что хвалил себя за какие-то заслуги. Больше ругал и подстегивал себя ещё на несколько шагов вперёд.
«Будет видно со стороны, какой я руководитель. Бывает, что временами читаю те или иные материалы про университет: кто-то ругает нас, а кто-то — хвалит. Первой группе со стороны кажется, что это на самом деле легко — сказал и сделал. Но самое главное нужно понять, что любое принятое решение руководителем университета — это судьбы людей, кардинальное изменение механизмов динамики развития большого университета. Поэтому все решения должны быть взвешенными. Те моменты, которые я привнёс на уровне директора/декана и те, которые я принимал на уровне проректора, ни в какое сравнение не идут с решениями на уровне руководителя всего вуза», — сообщил Анатолий Николаевич.
Ректор признаётся, что с назначением на более высокую и ответственную должность ритм жизни не поменялся кардинальным образом. Последний отпуск на его памяти был организован в 2006 году. Да и это время сопровождалось научными экспедициями.
«Вот когда мы поставим на хорошие рельсы работу всей команды вуза и буду уверен на все 110% в том, что во время моего отдыха все будет качественно функционировать, то может в следующем году съезжу на отдых с семьей», — говорит Николаев.
Действительно, от слаженной работы команды зависит многое. И Анатолий Николаевич уверен, что смог окружить себя людьми, с которыми он работает на одной волне ради развития родного СВФУ. «Как командный игрок, я создал довольно неплохую команду перспективных молодых людей. Команда может самостоятельно ставить перед собой задачи по своим направлениям и выполнять их. Концептуально, я руковожу вузом, но именно в плане динамики, креативного управления — в большей степени по своим направлениям доверяю проректорам. Но это не значит, что я совсем не участвую в текущей работе и меня не слушают. Такого не может быть. Командой все эти моменты мы прорабатываем», — подчеркивает ректор СВФУ.
Одной из главных задач, которую Анатолий Николаев ставил перед собой и своей командой, является цифровизация процессов внутри вуза. Этот год в связи с распространением коронавирусной инфекции в регионе и по всей стране, по мнению ректора, стала проверкой на устойчивость. «Отступать было некуда. Задача была поставлена и ее надо исполнять», — заявил Николаев.
Напомним, 17 марта в СВФУ из-за распространения коронавирусной инфекции в университете был издан приказ о переходе на дистанционное обучение, чтобы обезопасить здоровье сотрудников и студентов. Но это было не сиюминутное решение, работа над которым начала проводиться за считанные часы или дни. Ещё за несколько лет до всем известных событий 2020 года, проводилась планомерная работа по переводу в цифровой формат образовательных дисциплин. К началу перехода на дистант около 15-16 тысяч предметов были готовы к онлайн-обучению, а уже к концу учебного года — более 30 тысяч.
Николаева волновал один момент, связанный с образовательной платформой Moodle: будут ли студенты и преподаватели активно ею пользоваться? Если да, то выдержит ли она нагрузку? Но опасения оказались напрасными: за первые сутки платформу посетили более 200 тысяч раз и все предлагаемые функции работали бесперебойно. В среднем, за все время обучения в дистанционном формате Moodle открывали 450 тысяч раз в сутки.
Сейчас в университете весь документооборот ведётся через цифровую систему Directum – все приказы и согласования проводятся через эту платформу. Помимо этого, для сотрудников и студентов разработаны личные кабинеты. Для преподавателей значительно упрощаются отчетные мероприятия и формирование их рейтинга по научной деятельности, а для студентов — беготню с кипой бумаг для оформления стипендий или социальных льгот. Все мероприятия осуществляются посредством личного кабинета в онлайн-формате, что, конечно, экономит большое количество времени.
Также ректор Анатолий Николаев подметил, что цифровизация образовательного процесса в вузе подразумевает и снижение нагрузки на преподавателей, которые освободившееся время могли бы направить на свою научную деятельность или улучшение своей образовательной программы, повысить ее конкурентоспособность среди программ других вузов России. За счёт чего это будет происходить? К примеру, благодаря сервису ZOOM преподаватель может провести лекцию среди 300 студентов за раз, если речь касается одной и той же дисциплины. Получается, что вместо пяти занятий в разных группах можно провести одну, укрупнив (объединив) аудиторию студентов. В тоже время нужно понимать, что прежде всего важно качество обучения. Работники департамента обеспечения качества образования и руководство учебных подразделений сейчас проводят мониторинг образовательного процесса.
«Наши преподаватели прошли отличную школу обучения студентов в онлайн-формате. Многие из них уже изъявили желание вести часть своих предметов дистанционно», — отметил Анатолий Николаевич.
Но следует признать, что дистанционное обучение не сможет стать альтернативой практическим и лабораторным занятиям для студентов, благодаря которым приобретается неоценимый опыт для лучшего освоения выбранной специализации. Не заменит онлайн-формат и воспитательные моменты, которым университет уделяет не меньшее внимание.
«Мы имеем большую роль в становлении молодого человека, от которого в дальнейшем будет зависеть судьба республики и Дальнего Востока в целом. Студенты, которые поступили к нам в этом году, через 4-7 лет станут специалистами и пойдут работать, а через 10 лет станут теми людьми, которые будут двигать развитие республики вперёд. Через призму монитора результатов в этом направлении мы не сможем добиться», — подчеркивает Николаев.
Цифровизация коснулась и приемной кампании вуза. Так, в этом году был запущен «Личный кабинет абитуриента» — специализированный портал для будущих студентов вуза, где помимо всей необходимой информации по поступлению можно было подать документы на интересующее подразделение. Как рассказал ректор СВФУ, главным условием функционирования платформы являлась простота использования и оформления заявлений. «Было создано более 20 тысяч кабинетов абитуриентов и столько же подано заявлений на поступление в наш университет. Приёмная кампания завершилась, и мы, конечно, с большим волнением следили за ней», — отмечает Николаев.
Итог приемной кампании 2020 – более 5 тысяч студентов-первокурсников. Факт вполне неудивительный, потому что вуз по итогам прошлого года из 724 университетов страны занял 29 место, а по мнению британского издания Times Higher Education вошёл в список лучших университетов мира. Отметим, что в списке представлены 48 российских вузов.
Вообще, насколько важны рейтинги для вузов? Как рассказал руководитель СВФУ, рейтинги отображают престиж вуза в глазах абитуриентов. Многие, наверное, согласятся с тем, что после окончания школы ребятам трудно сделать выбор перед большим разнообразием образовательных учреждений. Поэтому рейтинги в какой-то мере облегчают им момент, решающий всю их дальнейшую жизнь.
«Если бы этих рейтингов не было, то на нас смотрели бы как на какой-нибудь периферийный университет. Студенты смотрят на рейтинги, престиж, изучают слабые и сильные стороны и смогут выбрать вуз. Особенно это касается иностранных граждан, желающих учиться в России. К примеру, если бы не рейтинги и хорошие показатели по медицинскому направлению, то 80 иностранных студентов в прошлом году к нам бы не поступили. Следует отметить, что поступают студенты других стран по межправительственным квотам (между Россией и другой страной), а не на целевые места вуза», — говорит Анатолий Николаев и добавляет, что погоня за рейтингами не является самоцелью университета, так как это может привести к стагнации по улучшению и развитию: «Если мы планомерно и качественно будем выполнять свою работу, то вхождение в те или иные рейтинги придет«.
СВФУ уже многие десятилетия (с момента своего основания в прошлом столетии) является кузницей кадров для республики и страны в целом. Видные ученые по разным направлениям науки, руководитель федерального и регионального уровней, известные педагоги, спортсмены, врачи и другие выпускники несут в себе традиции своей «альма-матер», улучшая жизнь граждан по всей стране в лучшую сторону.
Отметим, что федеральный университет взаимодействует со всеми отраслевыми министерствами Якутии, ведет работу по подбору кандидатов на соискание должностей в компаниях региона. На круглогодичной основе проводится целый ряд мероприятий. Основными из них можно назвать традиционную Ярмарку вакансий и встречу выпускников с представителями своих районов. Ребята всегда имеют возможность обратиться за помощью в Центр карьеры СВФУ — от составления резюме до поиска вакансий.
Пандемия коронавируса повлияла и на это направление вуза. Но только с положительной стороны. Так, более 700 студентов Медицинского института СВФУ встали на борьбу с коронавирусной инфекцией. Будущие медики прошли хорошую практическую школу и многие из них уже имеют на руках трудовые договора в форме ГПХ. Возможность устроиться на работу открылась и для других молодых специалистов, на которых работодатели целенаправленно выходят сами.
Ректор также поделился идеями по расширению работы вуза по подготовке будущих студентов вуза со школьной скамьи. Напомним, что в стенах СВФУ с 2016 функционирует Специализированный учебно-научный центр — Университетский лицей (СУНЦ СВФУ). Одной из главных особенностей лицея является то, что для учеников открыт доступ ко всем лабораториям вуза, где ребята могут вплотную заниматься наукой. А обучение ведут кандидаты и доктора наук.
«В планах есть расширение СУНЦ до 250 учащихся. Мы открыты не только для школьников города Якутска, потому что с прошлого года у нас работает интернат для детей, которые приезжают учиться с других районов республики», — делится Николаев.
Немаловажную роль в развитии науки среди школьников республики играет Дом научной коллаборации им. Н. Г. Соломонова, созданный в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». В специально отведённом лектории дети с разных школ республики могут записаться на занятия по наиболее перспективным направлениям науки — от биотехнологий до разработки AR/VR приложений.
«Студент должен быть активным, уметь свободно мыслить, иметь хорошие идеи и реализовывать их в жизни, в чем университет будет оказывать помощь всегда. Это заключается в том, чтобы дать им хорошие знания, необходимые в профессии навыки и площадку для свободного общения с единомышленниками. Я всегда придерживался того мнения, что поддержка со стороны руководства и старших товарищей становится немаловажной частью развития любого человека в любом направлении. Если мы постоянно будем указывать им то, что делать, то в конце обучения выпустим людей не способных на преобразования и креатив. Студент должен получить возможность для самореализации. Университет продолжит работать в этом направлении, не влияя отрицательно на качество получаемого ими образования. Образовательный и воспитательный процесс должны гармонично дополнять друг друга», — резюмировал ректор флагманского вуза республики Анатолий Николаев.
Угадываем фразы из советских мультфильмов
В этом году участников ждёт сильнейшая конкуренция
По предварительной версии, причиной возгорания стала неисправная проводка
Erid: 2SDnjeCdgqy Теперь бизнес может воспользоваться всеми преимуществами нейросетевой модели от Сбера — GigaChat MAX. На…
Сервис постоянно дополняется новыми действующими мерами
Проходя мимо сауны, пьяная женщина заметила открытую дверь и решила зайти внутрь