Спектакль основан на знаменитой повести советского писателя-фантаста Кира Булычёва
Пролететь через метеоритное поле, разоблачить Весельчака У, послушать птицу-говоруна и найти двух капитанов. Русский театр имени Пушкина готовится представить новогоднюю премьеру — спектакль по мотивам легендарной одноимённой повести Кира Булычёва и мультфильма «Тайна третьей планеты». Кто сел в режиссёрское кресло, какой костюм оказался самым сложным и многое другое — читайте в материале ЯСИА.
По масштабности применения различных эффектов, сценических приёмов и количеству бутафорских элементов спектакль «Тайна третьей планеты» стал для Русского драмтеатра имени Пушкина своеобразным вызовом. В постановке задействованы 3D-вариации, проекционный тюль и некоторые приёмы из кукольного театра. Последнее здесь неспроста — в кресле постановщика во второй раз оказался главный режиссёр Нерюнгринского театра кукол Александр Иванов. Первый опыт работы с коллективом театра, спектакль «Малыш и Карлсон», был очень тепло принят зрителями.
«Жанр научной фантастики для меня в новинку. Поскольку это детский спектакль, мы решили сделать его в формате фантастической сказки. В каких-то моментах мы использовали приёмы театра кукол, где-то, наоборот, я учусь у труппы. Спектакль о приключениях, о смелости, о доброте, обо всём том, что хочется дать нашим маленьким зрителям. Сейчас театру довольно сложно становится конкурировать с кино, ютьюбом, ведь ребёнок, приходя сюда, начинает сравнивать с тем, что он уже видел там. И надо искать моменты, удивлять, ведь зритель сюда и приходит, чтобы удивиться. И если ему это дать, то он, особенно ребёнок, начинает в это верить и получается очень хороший эффект», — отмечает режиссёр.
Действие спектакля происходит на четырёх планетах, а в работе задействовано 19 артистов. Помимо ключевых персонажей: Алисы Селезнёвой, её папы-профессора и капитана Зелёного, в постановке появится большое количество инопланетян.
Помимо активных репетиций на сцене большая работа в эти дни идёт и в художественном цехе. Команда бутафоров не покладая рук трудится над созданием костюмов, ведь премьера спектакля должна состояться уже 27 декабря. Поэтому многие вещи практически сразу передаются артистам, чтобы они сразу отрабатывали сцены с ними. Поскольку в спектакле много инопланетных существ, каждого из них надо было сделать особенным и не похожим на человека.
«Это первый спектакль театра, где используется столько бутафории. Самым трудоёмким стал образ продавца рынка Палитра с планеты Блук, на которой учёные с Земли искали экзотических животных. Задача была сделать его максимально непохожим на гуманоида, поэтому мы поставили его на четыре конечности. Чтобы актёру было удобно, мы сконструировали специальные ходули. Костюм уже опробовали на сцене, артист говорит, что ему удобно», — рассказала художник-постановщик Оксана Адамова.
Над эскизами художник вместе с режиссёром начали работать с октября, а к изготовлению костюмов приступили в ноябре, параллельно работая над другим спектаклем. Сейчас художники целиком посвятили себя детскому спектаклю. Многие элементы, например, костюмов капитанов или роботов, делают из пластичной замши — фоама. За счёт этого костюмы получаются лёгкими и актёрам в них удобно двигаться. Художник-бутафор Руслан Жалилов собственноручно проверяет каждый костюм, чтобы его было удобно быстро надевать и снимать.
«Сперва на себе, потом уже подгоняю на артисте, чтобы ему было удобнее. Сейчас работаем над костюмами капитанов, двух роботов-андроидов. Оксана передаёт эскизы, я уже по ним работаю. В ход идёт всё, что под рукой. Из фоама можно делать объёмные вещи, например, обмундирование космических героев. А чтобы поднять ботинки на нужную высоту, скрепил между собой блоки пенополистирола. Работа почти как на конвейере: Оксана начинает, я подхватываю, потом передаю дальше Яне, и так по кругу. Можно сказать, что у нас такой своеобразный ком, который катится, и время от времени от него что-то отпочковывается и уходит на репетицию», — с улыбкой объясняет Руслан.
Взяться за столь необычный материал в театре долго не решались. Не было технических возможностей, сложная реализация некоторых моментов, но к середине 2023 года всё наконец-то сложилось. К тому же в следующем году исполнится 90 лет со дня рождения фантаста Кира Булычёва. История о космических путешествиях Алисы Селезнёвой любима многими поколениями, поэтому будет интересна и детям, и взрослым.
«Это наша история, не какие-то там герои комиксов. На мультфильме и повести о приключениях Алисы выросло не одно поколение, и каждая интерпретация воспринимается зрителем очень тепло. Мы стараемся сделать наши спектакли интересными и для детей и для взрослых, чтобы папы и мамы тоже могли ненадолго вернуться в своё детство. В спектакле есть игра масштабов, когда мы применяем какие-то марионеточные приёмы, которые подсказывает режиссёр Александр Иванов. Они очень хорошо смотрятся в симбиозе с проекцией, с работой самих актёров и это очень хорошо воспринимается зрителем. И сами актёры с удовольствием работают, ведь это тоже часть их детства», — подчёркивает художественный руководитель-директор ГАРДТ им. Пушкина Александр Лобанов.
Премьера спектакля состоится 27 декабря, а также будет идти во время всех новогодних каникул.
Гендиректор центра Ольга Вешникова выступила на форуме «Российская креативная неделя — Дальний Восток»
Свои паспорта получили шестеро школьников
Собравшиеся чествовали героев, которые проявили самоотверженность, мужество и отвагу
Разработчик и бизнесмен пообщался с якутскими студентами на тему будущего робототехники и якутских стартапов
Что звезды «нашептали» знакам зодиака в первый рабочий день недели
Гость рассказал, что его связывает с Якутией