Проблемы и перспективы реализации конституционного права на свободный выбор языка воспитания и обучения в системе образования в современной России обсудили на заседании Научно-консультативного совета при Конституционном суде Якутии под председательством Юрия Бацева. Основным докладчиком выступила юрист Сандаара Кулаковская.
Сандаара Кулаковская сообщила, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов. Она отметила, что в эпоху глобализации и цифровизации прослеживается негативная тенденция исчезновения языков, являющихся неотъемлемой частью мировой культуры. По ее словам, из 6,7 тысяч языков всего мира 40% находятся под угрозой исчезновения, причем большинство из них принадлежат коренным народам.
Докладчик проинформировала, что по результатам последних научных социолингвистических исследований и проведенного лично ею опроса выявлено поступательное снижение уровня владения якутским языком в регионе. По ее мнению, это обусловлено отсутствием языковой среды у молодого поколения, проводящего много времени в интернете, где отсутствует якутский контент.
Юрист подчеркнула, что Конституция РФ провозглашает право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Россия гарантирует всем населяющим ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Субъекты страны, являющиеся республиками, вправе устанавливать свои государственные языки.
«В законодательстве республики недостаточно уточнено, в чем конкретно должно выражаться право на сохранение, изучение и развитие родных языков. Нет императивных норм по защите и сохранению государственного языка саха, а также официальных языков республики», – выразила обеспокоенность Сандаара Кулаковская. Она добавила, что при разработке единой языковой политики необходимо воспользоваться в полной мере региональным законотворческим потенциалом.
В своем содокладе Олег Мироновский акцентировал внимание на существующих проблемах законодательного оформления правового режима полилингвального образования.
«Анализ законодательства, действующего в сфере образования, показывает, что необходимая законодательная база сегодня обеспечена государством как на федеральном, так и на республиканском уровне. Законодательные нормы обеспечивают правовую основу для реализации полилингвального образования в нашей республике», – подчеркнул Мироновский.
По его словам, в этом вопросе в большей степени выражена проблема отсутствия стимулов и потребности в изучении и получении образования на родном языке в условиях глобального современного мира. В качестве примера он отметил, что на сегодняшний день языком техники и экономики является даже не русский язык, а английский. Также содокладчик выделил объективные организационные и финансово-ресурсные ограничения.
Председатель профильного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Феодосия Габышева сообщила, что на данный момент создаются различные механизмы по поддержке родных языков. На федеральном уровне организован Фонд сохранения и изучения родных языков народов РФ, возрожден Институт развития и поддержки родных языков, утверждена Концепция изучения и преподавания родных языков. В республике разрабатывается программа сохранения и развития языков РС(Я).
Доктор юридических наук Дмитрий Миронов заявил, что государство не должно искусственно поддерживать изучение, преподавание, воспитание языков. Он отметил, что это должно происходить на основании общественного движения, у которого должен быть внутренний стимул и мотивация к изучению языков.
«Каждый из нас рождается от матери, у которой есть свой язык и национальность. С ее молоком мы впитываем определенную ментальность и понимание мира. Думается, что язык – это способ выживания и жизненного успеха. Но, в то же время, сохраняя язык, мы сохраняем и культуру. В родном языке на самом деле есть очень много ценного. Нельзя забывать, что все народы должны сосуществовать в мире, уважая язык и культуру каждого», – резюмировал председатель Конституционного суда РС(Я) Александр Ким-Кимэн.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: