Законопроект устанавливает единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных по правам человека, а также закрепляет общие начала их взаимодействия с органами госвласти и институтами гражданского общества.
Авторы инициативы указывают на проблемы в деятельности региональных омбудсменов, в частности, на то, что их возможности ограничены по сравнению с федеральными, у них недостаточно «юридических средств для защиты прав и законных интересов граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах».
Для того, чтобы изменить ситуацию, законопроектом устанавливаются основные характеристики статуса уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, восполняются обнаруженные в существующем законодательстве пробелы правовой регламентации.
Предлагается расширение и закрепление функций регионального омбудсмена, в том числе:
— обращение с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, неопределенного круга лиц
— обращение в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи,
— участие в заседаниях законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ, в работе его комитетов и комиссий при рассмотрении ими проектов законов субъекта, связанных с правами и свободами человека.
Также в тексте проекта закона говорится, что в случае необходимости осуществления проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, региональный омбудсмен вправе беспрепятственно посещать места принудительного содержания граждан.
В пояснительной записке отмечается, что проект закона позволит установить единые подходы и стандарты в вопросах специализированной госзащиты, осуществляемой региональными уполномоченными.