1 апреля во всех школах Якутии начнется прием заявлений в первый класс. Но как понять, что ребенок действительно готов к школе? Что должен знать и какими навыками обладать? Стоит ли подавать документы в этом году или подождать еще год? ЯСИА разбиралось в этих вопросах вместе с экспертами – учителем начальных классов репетиторского центра «Галилео» Татьяной Лукиной и педагогом-психологом центра психолого-медико-социального сопровождения Сарданой Сакердоновой.
Существуют три фундаментальных критерия, по которым можно определить, готов ли ребенок сесть за парту: физическая готовность, психологическая готовность, интеллектуальная готовность.
Физическая готовность
В первый класс обычно берут детей в возрасте 6-8 лет. К этому времени у ребенка, как правило, хорошо развита мелкая моторика, а также он умеет обслуживать себя и контролировать свои физиологические потребности.
Усидчивость
Ребенок должен быть способен физически отсидеть 30-40 минут. Важно, чтобы первоклассник умел концентрировать свое внимание на том, что говорит учитель.
Развитая мелкая моторика
У ребенка должна быть достаточно развита мелкая моторика, чтобы он умел держать ручку или карандаш. Благодаря развитию мелкой моторики кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук. Ребенок с хорошо натренированной мелкой моторикой не испытывает трудностей с письмом.
Умение обслуживать себя
Не менее важно научить дошкольника обслуживать себя самостоятельно: ребенок должен уметь переобуться в сменку, завязывать шнурки, переодеваться в физкультурную форму, находить нужное в портфеле, складывать учебники, тетради и принадлежности в него.
Психологическая готовность
«Психологическая готовность ребенка – это одно из самых важных направлений в подготовке. Здесь очень много показателей. Обратите внимание на то, умеет ли ребенок контролировать свое поведение, насколько он может быть самостоятельным и как он взаимодействует с другими взрослыми. Если по этим критериям вы можете поставить 4-5 баллов по пятибалльной шкале, то можно говорить о психологической готовности», — отмечает учитель начальных классов Татьяна Лукина.
По словам педагога-психолога Сарданы Сакердоновой, в психологическую готовность ребенка входят следующие компоненты: мотивация, сила воли, навыки коммуникации, эмоциональный интеллект и любознательность. В мотивационном компоненте оценивается стремление ребенка получать новые знания, понимает ли он важность и необходимость образования, проявляет ли интерес к учебе.
«У многих детей, к сожалению, мотивация отсутствует, потому что они слышат от родителей, от старших братьев или сестер, что в школе плохо, неинтересно. От этого пропадает желание идти в школу. Поэтому запугивать ребенка учителями или домашней работой ни в коем случае нельзя. Вы должны рассказывать ребенку о том, как интересно в школе, о необходимости новых знаний. Тогда и появится учебная мотивация», — рассказала Сардана Сакердонова.
Также у ребенка должны быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Ребенок должен быть способен физически отсидеть урок, концентрируя внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Развитое произвольное внимание поможет дошкольнику выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке и доводить дело до конца.
Ко всему прочему ребенок также должен уметь социализироваться: общаться и дружить со сверстниками, работать в коллективе, взаимодействовать и сотрудничать с учителями.
«Будущий первоклашка должен быть готов к принятию новой социальной роли. Он должен сознательно регулировать свое поведение. У ребенка появляется понимание слова «надо»: даже если хочется ответить на вопрос быстрее всех, нужно поднимать руку, если хочется играть и веселиться на уроке, нужно слушать учителя», — отмечает Сардана Сакердонова.
Интеллектуальная готовность
Ребенок должен иметь общие понятия об окружающем мире, временах года, знать названия месяцев, дней недели и их последовательность. Будущему первокласснику желательно иметь представление о слогах в словах, различать звуки-слова, начать осваивать чтение и счет. Ребенок должен знать точные данные о себе и семье: имя, фамилию, возраст, состав семьи, имена родителей и домашний адрес.
«По моему опыту, предметная готовность, или по-другому интеллектуальная готовность, не фактор успеха в дальнейшем школьном обучении. Многие интеллектуально созревшие дети боятся отвечать, не умеют общаться со сверстниками. Развитие – процесс многогранный, поэтому ориентироваться только на интеллектуальную готовность нельзя. В любом случае педагог должен обучить читать и писать, классические программы начального класса разработаны с учетом этого. Но, к сожалению, в Якутске из-за переполненных классов не всем ученикам достается внимание учителя. А программы насыщенные, нужно успевать проходить все темы быстро. Учителям бывает особенно сложно с первоклассниками, потому что у всех разный уровень подготовки. Так, нечитающий ребенок начинает отставать, из-за этого у него могут возникнуть психологические проблемы: неуверенность, низкая самооценка», — поделилась Татьяна Лукина.
В 6,5 или 7?
«Современные родители уделяют большое внимание раннему развитию ребенка. И есть такие дети, которые к 5 годам хорошо считают и читают. В 6 лет им становится скучно в саду, и родители решают отдать ребенка в школу. Если родитель готов психологически сопровождать ребенка, то можно начать школьное обучение. Но хорошие базовые знания – это не показатель готовности. Ребенок должен созреть психологически и физически. Допустим, ребенок занимался дома с мамой или индивидуально с репетитором, а в школе у него могут возникнуть проблемы с социализацией, так как опыта взаимодействия с большим коллективом еще не было. Тем более, с нашими переполненными классами такой первый опыт может оставить как минимум неприятное впечатление. Хуже – разочарование, апатию и отказ от учебы. Поэтому рекомендую отдавать ребенка по возрасту», — посоветовала учитель начальных классов Татьяна Лукина.
Про поддержку и мотивацию ребенка
«Для ребенка начало учебы можно сравнить с выходом в открытый космос. Он открывает дверь в ранее неизведанный мир, в котором ему придется привыкать к новым условиям и правилам. Ребенок в первые школьные месяцы испытывает огромный стресс, появляются усталость, апатия, пропадает аппетит, снижается иммунитет. И задача родителей в этот непростой момент заключается в том, чтобы помочь пройти ребенку период адаптации. Нормализовать режим дня, почаще гулять на свежем воздухе, интересоваться школьной жизнью. Спрашивать: что нового ты сегодня узнал, с кем подружился? Обсуждать с ребенком все, что происходит с ним в школе. Родителям важно верить в своих детей и вселять уверенность в них самих.
Все дети – разные, и единого рецепта нет. Родителям стоит подойти со всей ответственностью к вопросу о зачислении ребенка в школу», — отметила педагог-психолог Сардана Сакердонова.
Автор: Татьяна Феоктистова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: