Categories: Основное Полезное для родителей

Подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ: эксперт объяснила, как решать текстовые задачи по математике

Наталья Спиридонова предложила задания, которые помогут детям

В России утверждено расписание проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2024 году. Весной также пройдут Всероссийские проверочные работы. Эксперт Наталья Спиридонова объяснила, как решать текстовые задачи по математике.

В школе при обучении математике решению текстовых задач отводится достаточно большое количество времени.

Например, если рассмотреть программу начальной школы, то решить задачу означает – последовательно осуществить определенные действия.

Этапы решения текстовой задачи: 

  1. Прочитать текст задачи.
  2. Проанализировать данные и отношения приведенные в тексте задачи.
  3. Проанализировать зависимости между данными и искомой величиной в тексте задачи.
  4. Представить текст задачи в виде рисунка, схемы или другой модели.
  5. Спланировать ход решения задачи.
  6. Выбрать соответствующие плану задачи арифметические действия.
  7. Решить задачу, которая содержит несколько действия (в 1 классе в 1 действие).
  8. Записать решение задачи, то есть оформить решение по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения и др.
  9. Записать ответ к задаче.
  10. Сделать проверку решения задачи (желательно).
  11. Искать другие способы решения задачи (для интереса).

Дети осуществляют множество операций, чтобы найти решение задачи. А для этого очень важно понять смысл текста, проанализировать его. Наглядное представление смысла текста задачи является очень хорошим средством для более глубокого понимания зависимостей между величинами.  Таким образом, особенно важными этапами решения задачи являются первые четыре этапа!

Как научить детей работать с текстом?  

 Предлагаем следующий алгоритм действий:

  1. Нужно научить школьников выявлять информацию, заданную в явном виде. Это означает, что необходимо формировать умение работать с информацией, заключенной в тексте. А для этого нужно уметь читать (правильно, осознанно, выразительно). Затем нужно в тексте задачи найти данные и искомые. Здесь можно попросить ребенка указать на части текста (предложения, словосочетания), которые указывают на данные и искомые в задаче. Могут подчеркнуть их разными линиями (прямая, волнистая, прерывистая и др.).
  2. Затем учим детей делать анализ зависимостей между данными и искомой величиной, делать вывод, а именно четко и кратко сказать то, что надо найти и что дано, сделать краткую запись об этом.
  3. Следующим шагом может быть моделирование текста задачи: представление содержания текста задачи в виде рисунка, схемы или любой другой удобной модели. Это помогает детям планировать ход решения задачи, выбрать метод решения, а также соответствующие плану задачи арифметические действия.
  4. После этого дети могут приступить к решению задачи (записать решение и комментарии к арифметическим действиям).
  5. В конце школьники обязательно должны правильно оформить ответ к задаче (краткий или развернутый ответ) и сделать проверку.

Итак, чтобы школьники запомнили алгоритм решения текстовой задачи, необходимо сформировать навыки. А для этого детям нужно решить достаточное количество задач с использованием предложенного алгоритма. Например, при выполнении домашних заданий или при подготовке к проверочным работам, экзаменам родители могут помочь своим детям и задавать наводящие вопросы. Когда дети запомнят алгоритм, то уже самостоятельно смогут его применять при обучении математике.

Задания, которые помогут детям решать текстовые задачи по математике:

  1. Внимательно прочитай текст задачи (выразительно с использованием пауз, интонирования).
  2. Укажи (подчеркни) в тексте задачи те части, которые означают данные (то, что известно) и искомое (то, что надо найти).
  3. Кратко напиши: 1) «данные» (что известно, дано), 2) «искомое» (что надо найти).
  4. Покажи содержание задачи в виде рисунка, схемы и др. (нарисуй модель к задаче).
  5. Расскажи, как ты будешь решать задачу (сделай план решения задачи).
  6. Какие действия нужно сделать, чтобы решить задачу? Перечисли эти действия.
  7. Запиши решение задачи (сделай вычисления, сделай пояснения к действиям).
  8. Запиши ответ к задаче (краткий или развернутый).
  9. Что еще можно сделать? (проверка, другой способ решения).

Recent Posts

  • Главное
  • Спорт

Пятнадцать якутян завоевали медали всероссийского турнира Александра Крылова

Соревнование собрало около 150 участников из различных регионов страны

23.11.2025
  • Гороскоп

Гороскоп для всех знаков зодиака на 24 ноября 2025 года

Астропрогноз для всех на 24 ноября

23.11.2025
  • Главное
  • Общество

В Якутске стартовал фестиваль «Зима начинается с Якутии»

В столицу Якутии слетелись гости из России и зарубежных стран

23.11.2025
  • Культура
  • Основное

В Казани состоялась презентация национального эпоса «Олонхо – вечное эхо Евразии»

Презентация прошла на сцене Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала

23.11.2025
  • Главное
  • Спорт

Выявлены сильнейшие хапсагаисты турнира братьев Ноговицыных в Якутске

Участниками соревнования стали около 230 борцов из районов Якутии

23.11.2025
  • Главное
  • Погода

До -50 градусов и небольшой снег: прогноз погоды в Якутии на 24 ноября

По республике сохранится холодная погода

23.11.2025