Categories: Основное Полезное для родителей

Подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ: эксперт объяснила, как решать текстовые задачи по математике

Наталья Спиридонова предложила задания, которые помогут детям

В России утверждено расписание проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2024 году. Весной также пройдут Всероссийские проверочные работы. Эксперт Наталья Спиридонова объяснила, как решать текстовые задачи по математике.

В школе при обучении математике решению текстовых задач отводится достаточно большое количество времени.

Например, если рассмотреть программу начальной школы, то решить задачу означает – последовательно осуществить определенные действия.

Этапы решения текстовой задачи: 

  1. Прочитать текст задачи.
  2. Проанализировать данные и отношения приведенные в тексте задачи.
  3. Проанализировать зависимости между данными и искомой величиной в тексте задачи.
  4. Представить текст задачи в виде рисунка, схемы или другой модели.
  5. Спланировать ход решения задачи.
  6. Выбрать соответствующие плану задачи арифметические действия.
  7. Решить задачу, которая содержит несколько действия (в 1 классе в 1 действие).
  8. Записать решение задачи, то есть оформить решение по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения и др.
  9. Записать ответ к задаче.
  10. Сделать проверку решения задачи (желательно).
  11. Искать другие способы решения задачи (для интереса).

Дети осуществляют множество операций, чтобы найти решение задачи. А для этого очень важно понять смысл текста, проанализировать его. Наглядное представление смысла текста задачи является очень хорошим средством для более глубокого понимания зависимостей между величинами.  Таким образом, особенно важными этапами решения задачи являются первые четыре этапа!

Как научить детей работать с текстом?  

 Предлагаем следующий алгоритм действий:

  1. Нужно научить школьников выявлять информацию, заданную в явном виде. Это означает, что необходимо формировать умение работать с информацией, заключенной в тексте. А для этого нужно уметь читать (правильно, осознанно, выразительно). Затем нужно в тексте задачи найти данные и искомые. Здесь можно попросить ребенка указать на части текста (предложения, словосочетания), которые указывают на данные и искомые в задаче. Могут подчеркнуть их разными линиями (прямая, волнистая, прерывистая и др.).
  2. Затем учим детей делать анализ зависимостей между данными и искомой величиной, делать вывод, а именно четко и кратко сказать то, что надо найти и что дано, сделать краткую запись об этом.
  3. Следующим шагом может быть моделирование текста задачи: представление содержания текста задачи в виде рисунка, схемы или любой другой удобной модели. Это помогает детям планировать ход решения задачи, выбрать метод решения, а также соответствующие плану задачи арифметические действия.
  4. После этого дети могут приступить к решению задачи (записать решение и комментарии к арифметическим действиям).
  5. В конце школьники обязательно должны правильно оформить ответ к задаче (краткий или развернутый ответ) и сделать проверку.

Итак, чтобы школьники запомнили алгоритм решения текстовой задачи, необходимо сформировать навыки. А для этого детям нужно решить достаточное количество задач с использованием предложенного алгоритма. Например, при выполнении домашних заданий или при подготовке к проверочным работам, экзаменам родители могут помочь своим детям и задавать наводящие вопросы. Когда дети запомнят алгоритм, то уже самостоятельно смогут его применять при обучении математике.

Задания, которые помогут детям решать текстовые задачи по математике:

  1. Внимательно прочитай текст задачи (выразительно с использованием пауз, интонирования).
  2. Укажи (подчеркни) в тексте задачи те части, которые означают данные (то, что известно) и искомое (то, что надо найти).
  3. Кратко напиши: 1) «данные» (что известно, дано), 2) «искомое» (что надо найти).
  4. Покажи содержание задачи в виде рисунка, схемы и др. (нарисуй модель к задаче).
  5. Расскажи, как ты будешь решать задачу (сделай план решения задачи).
  6. Какие действия нужно сделать, чтобы решить задачу? Перечисли эти действия.
  7. Запиши решение задачи (сделай вычисления, сделай пояснения к действиям).
  8. Запиши ответ к задаче (краткий или развернутый).
  9. Что еще можно сделать? (проверка, другой способ решения).

Recent Posts

  • Криминал

В Якутии осудят киберафериста за взлом 13 аккаунтов на Госуслугах и хищение микрозаймов

Молодой человек был задержан на речном судне, прибывшем из Иркутской области в посёлок Нижний Бестях

11.09.2025
  • Происшествия

В Нерюнгринском районе в результате ДТП погиб молодой водитель

Он не справился с управлением фронтального погрузчика Changlin 956H, съехал с дороги и опрокинулся

11.09.2025
  • Общество

В Якутии состоится форум «Родословие народов Дальнего Востока – 2025»

Планируется участие всех регионов Дальнего Востока, также других регионов России и стран ближнего зарубежья

11.09.2025
  • ЖКХ

Якутия получит 869 млн рублей на модернизацию объектов ЖКХ

В Алданском районе три крупные котельные будут переведены на газовое топливо

11.09.2025
  • Общество

Из Якутии в зону СВО доставят ещё три единицы техники

В 2025 году Якутия уже доставила в зону проведения специальной военной операции 117 единиц автотехники

11.09.2025
  • Криминал

В Якутске задержали женщину за кражу двух телефонов из комиссионного магазина

Злоумышленницы грозит до двух лет лишения свободы

11.09.2025