Новая российская платформа “Северный полюс”, предназначенная для исследования Арктики, была представлена 15 сентября в Санкт-Петербурге. О ней рассказали на круглом столе, проведенном Информационно-аналитическим центром Проектного офиса развития Арктики (ИАЦ ПОРА) совместно с организаторами международной выставки–конференции «НЕВА 2021». В мероприятии «Арктическое судоходство. Инновации в судостроении и эксплуатации судов» приняли участие представители проектных и научных организаций, судостроительных верфей, производителей судового оборудования и систем. Модератором выступил Игорь Павловский, директор ИАЦ ПОРА.
Запуск платформы “Северный полюс” анонсировал Владимир Лихоманов, заведующий отделом ледовых качеств судов Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ). “Для того, чтобы Арктика развивалась, необходим целый комплекс научных исследований”,— подчеркнул Лихоманов. Ученый отметил, что до сих пор большая часть исследований проводилась на дрейфующих станциях в очень сложных бытовых, научных и производственных условиях. Специалисты ААНИИ пришли к выводу о необходимости создания стационарного автономного сооружения, которое бы избавило полярников от необходимости постоянно бороться за жизнь.
“Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» уже спущена на воду и достраивается на Адмиралтейских верфях”,— сообщил Лихоманов.
Докладчик рассказал об основных характеристиках, особенностях конструкции, функциональных возможностях платформы, а также комплексе сложных испытаний, которые проводились в процессе ее проектирования.
«Платформа, которая, видимо, войдет в эксплуатацию в середине 2022 года,— это уникальное инженерное сооружение», — подчеркнул Лихоманов.
Генеральный директор Центрального института морского флота (ЦНИИМФ) Сергей Буянов рассказал о важных этапах в развитии инфраструктуры Северного морского пути (СМП). Буянов перечислил основные направления Плана развития инфраструктуры СМП до 2035 года (документ был утвержден Правительством РФ в декабре 2019 года): аварийно-спасательное обеспечение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, навигационно-гидрографическое обеспечение, гидрометеорологическое обеспечение и ледокольное обеспечение. Докладчик подробно остановился на темпах строительства и введения в эксплуатацию новых ледоколов, в том числе новейших серий 22220 «Арктика» и 10510 «Лидер».
«Для обеспечения круглогодичной навигации по СМП требуется более современный флот, а все системы должны работать на порядок эффективнее, что просто невозможно без инноваций в отрасли»,— отметил Буянов. Строительство судов для Арктики сейчас является драйвером развития всей судостроительной отрасли: «Абсолютное большинство проектируемых и строящихся сегодня на российских верфях судов связаны с Арктикой. Это наша ниша»,— заявил Сергей Буянов.
Петр Звягин, заведующий Лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Политехнического университета Санкт-Петербурга, презентовал исследования своей лаборатории на тему инноваций в области взаимодействия сооружения/судна и льда. Вопрос изучения локальных ледовых нагрузок — один из ключевых в проектировании судов и сооружений для работы в арктических водах, подчеркнул исследователь.
Виталий Ханухов, директор НТФ «Судотехнология» Центра технологии судостроения и судоремонта, рассказал о требованиях и стандартах, которые должны учитываться при строительстве нового и модернизации существующего флота Арктического региона.
«Примером использования новых технологий при выполнении судоремонтных работ может служить применение полимерных композиционных материалов, содержащих волокнистый наполнитель, в качестве конструкционных материалов различного назначения»,— сообщил Ханухов.
Центр технологии судостроения и судоремонта разработал Концепцию развития инфраструктуры ФГУП “Атомфлот” до 2040 года, согласно которой в состав “Атомфлота” войдут не менее 5 атомных ледоколов проекта 22220, а также 3 сверхмощных атомных ледокола проекта “Лидер”. Концепция также включает план модернизации и расширения инфраструктуры “Атомфлота” до уровня, необходимого для обеспечения базовых потребностей современного атомного ледокольного флота, рассказал Ханухов.
Владимир Якимов, научный сотрудник лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств судов ЦНИИМФ, изложил концепцию вероятностного подхода к обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях. Докладчик дал краткую характеристику современного состояния отечественного флота ледоколов и других судов ледового класса: «Флот с классом Российского морского регистра судоходства включает около 3000 судов ледового плавания, свыше 500 судов имеют ледовый класс Arc4 и выше, более 40 судов являются ледоколами».
Крупнейшим оператором атомного ледокольного флота является ФГУП «Атомфлот», дизель-электрических ледоколов – ФГУП «Росморпорт», среди коммерческих компаний крупнейшими по количеству судов флотами располагают ГК «Совкомфлот», ГМК «Норильский никель», ПАО «Газпромнефть».
По словам Якимова, значительная часть аварийных ситуаций связана с попаданием судов в недопустимые ледовые условия по вине экипажей. На сегодняшний день существует два похода к обеспечению безопасности эксплуатации судов в ледовых условиях: система оценки безопасных режимов движения судна во льдах на основе требований к ледовой ходкости и ледовой прочности, принятая в отечественной практике, и используемая на западе система POLARIS – система оценки эксплуатационных ограничений в полярных водах на основе индексации рисков, сказал Якимов. В завершение своей презентации докладчик сообщил о проектах, которые сейчас находятся в разработке в лаборатории ледокольной техники и ледовых качеств ЦНИИМФ.
Александр Горобцов, проректор по конвенционной подготовке и обеспечению плавательной практикой ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, подчеркнул значение кадров для отрасли проектирования, судостроения и эксплуатации судов в арктических водах, а также рассказал о Центре арктических компетенций в рамках ГУМРФ, который готовит кадры для работы в сфере эксплуатации судов в Арктике.
Модератор Игорь Павловский отметил, что только используя свой богатый опыт, научные и производственные наработки в области создания судов для Арктики Россия может занимать свою нишу на высоко конкурентном мировом рынке судостроения, задавая новые стандарты судостроения в высоких широтах.
+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: