Руководитель республиканской киносети - о самых кассовых якутских фильмах, новых кинозалах и премьерах-2019
Якутия сегодня самый кинофицированный регион в стране. Огромную работу в открытии новых залов и поддержке местных картин проводит Якутская республиканская киносеть. Сколько заработали якутские фильмы в 2018 году и почему затихает бум якутского кино — в интервью ЯСИА с генеральным директором киносети Петром Чиряевым.
— Петр, каким получился кинопрокат прошлого года и сколько якутских фильмов вышло?
— Общий прокат фильмов составил 495 млн рублей, в кино сходили 1 млн 700 тыс человек. Для сравнения: в 2016 году кинотеатры собрали 348 млн рублей. Рост здесь за счет увеличения числа кинотеатров, которых раньше было 23, а теперь их стало 36. Средняя цена билетов в 2016 году была 254 рубля, сейчас 278, как в среднем по России. А вот билеты на якутские фильмы стоят 250 рублей, здесь цену назначают сами производители.
Местных картин в прошлом году вышло меньше — всего шесть. Ранее их выпускали по восемь-десять в год. Список самых кассовых картин прошлого года возглавляют «Республика Z» режиссера Степана Бурнашева, который собрал 5,5 млн, а также «Мои белые ночи» и «Царь-птица», выручка которых от продаж билетов составила по 5 млн рублей. Кассовый сбор «Чээкэ» составил около 4 млн, а «Я люблю тебя, Якутск» — 1,5 млн.
— С чем связано сокращение фильмов?
— Одна из причин — нет поддержки на государственном уровне. Раньше республика на производство выделяла «Сахафильму» пять млн рублей, каждому производителю понемножку доставалось. И, казалось бы, надо сумму увеличить, но финансирования сейчас нет вовсе. А ведь необходимо, чтобы количество якутских фильмов росло, так как они у нас более востребованы. Об этом говорят цифры.
Так, средний заработок зарубежных фильмов в прошлом году в наших кинотеатрах составил 1,5 млн рублей, российский в среднем зарабатывал 1 млн, а каждый якутский — 3,5 млн. Конечно, якутских вышло шесть, российских — 56, а зарубежных — 276, но тем не менее общий сбор якутских фильмов в 2018 году составил примерно 21 млн рублей, в 2017 году — 30 млн, но тогда их было больше. При этом каждый местный кинофильм в среднем стал больше зарабатывать, в 2016 фильм лента получала в среднем 1,5 млн, сейчас же — в два раза больше. Это говорит о том, что увеличилось качество фильмов, значит и зритель стал более избирательным.
Сегодня нужна помощь государства и в поддержке проката, и с рекламой в СМИ. Сейчас кинопроизводители сотрудничают с НВК, размещаясь в обмен на права трансляции фильма через год, но рекламное время часто не самое лучшее.
— Говоря «якутское кино», что вы вкладываете в понятие: это фильм, произведенный в Якутии, или именно якутским авторами? Например, режиссер Костас Марсан не живет здесь…
— Принято, что если некий процент съемочной группы из определенной страны, то фильм может выступать и от этого государства, в том же Оскаре, например. Здесь у нас по идее схожая картина должна быть, но вообще в России нет понятия «региональное кино», есть только «российское кино».
— Якутия планирует выступать за такой термин?
— Мы выступали за то, чтобы появилось понятие регионального кино, произведенного не в Петербурге и Москве, но Минкультуры России пока делит только на лидеров и начинающих. Мы все относимся еще к начинающим.
— Но при этом первые в стране по числу открытых кинотеатров в районах. Сколько в 2018 году открылось? Десять?
— Да.
Петр Чиряев и Айсен Николаев на открытии кинозала в Олекминске
— Результат чувствуется только в суммах за прокат фильмов или еще как-то?
— Например, ДК в Олекминске. Они проводили 197 мероприятий в год, в 2017 году продали около 7 тысяч билетов на концерты, самодеятельные театры, какие-то культурные мероприятия. В прошлом году к осени мы там открыли кинотеатр, и сейчас у них продается не меньше 2 тысяч билетов в месяц. Если раньше они зарабатывали 400 тысяч рублей в год, то теперь столько же в месяц. Да, половина выручки от кино поступает производителям, но сумма все равно выросла. Выходит, кино сегодня более популярно, чем иные виды досуга. Хотя при этом нельзя говорить, что остальное не нужно. В Олекминске есть некоторые сложности, потому что на все культурные события работает один зал. А если бы это был только кинотеатр, выручка была бы в 1,5 раза выше. Когда я разговаривал с руководством этого ДК, они сначала настороженно подходили к этому вопросу, но потом поняли.
Такая же картина была в Намцах, когда единственным зданием, способным собрать большое количество людей, был кинотеатр. Зал у них простаивал, и когда мы его запустили, они все мероприятия увели на другую площадку, потому что увидели зрительский интерес. Когда я туда ездил, удивился, как хорошо там зона отдыха организована, кафе. Там сидели молодые люди, свидания назначали.
— То есть здесь должна быть связка: не просто показ кино, но и обустройство здания?
— Да. Есть хороший пример в Чурапче, где действующий министр молодежи Степан Саргыдаев, когда еще был главой, создал из старого ДК центр семейного досуга. Когда там провели ремонт, открыли кафе, посещаемость кинозала сильно выросла.
— Я правильно понимаю, вы за то, чтобы уже на стадии проектировки ДК предусматривались именно отдельные залы под кино?
— Именно. Но сегодня чаще всего это не делается, потому что раньше такая работа вообще не проводилась, объекты всегда строили с совмещенным залом. А делать надо пусть небольшие, но отдельные качественные залы, из которых зритель выходил бы, забыв, что он в деревне. К нам недавно обратились из Оленька. У них строится ДК, и они хотели сделать там один зал, где планировали установить съемные кресла, чтобы и елку ставить, и дискотеки проводить, и кино крутить. Но это в корне неверно! Существуют правила проката, которые они не смогли бы соблюсти с таким залом. Мы настояли, чтобы был отдельный зал, сейчас проект меняют. В поселке Майя тоже собираются строить, и я знаю, что планируют делать отдельный зал.
Пока здания проектируют строители без мнения людей из культуры, такие проблемы будут возникать. Например, однажды мы столкнулись с проектом, когда строители, опираясь на техзадание каких-то поставщиков, вписали туда дорогую и немного устаревшую технику. А ведь некоторым поставщикам лишь бы продать. Или был проект в Юрюнг-Хае, где проживает около 1,5 тысяч человек, а они хотели построить там двухзальный кинотеатр с огромным количеством мест! Чтобы добиться тех выручек, которые были указаны, все население должно было находиться там круглосуточно. В итоге проект также сменили, решили делать маленькие залы для кино и отдельный для мероприятий.
— Сегодня в Якутии существует вообще программа кинофикации?
— Мы начинали работать по существующей концепции развития кинематографии в Якутии, где прописали, что в каждом райцентре должен появиться кинотеатр. Больше там ничего прописано не было. Сейчас эта концепция устарела, мы должны ее обновить, тесно поработать с правительством, чтобы появилась наглядная современная модель развития кинематографии в целом. Там должен быть хорошо отражен прокат, потому что без местных фильмов нашим кинотеатрам будет тяжело. А что касается планов на этот год, пока в республиканском бюджете никаких средств на открытие новых кинотеатров не заложено. Единственное, что мы можем сейчас сделать, в феврале-марте снова участвовать в федеральном конкурсе Фонда кино. Сейчас собираем заявки, готовим площадки, которые могли бы участвовать в конкурсе. В списке пока 18 населенных пунктов.
— По этому конкурсу кинозалы могут получить строящиеся ДК?
— Нет, только существующие объекты с регистрационными документами. Возможно, в ближайшее время конкурс поменяется, потому часто в нем принимают участие ДК, которые выигрывают ради выигрыша. Оборудуют кинозал и не могут совместить основную деятельность с условиями кинопроката, когда, например, один фильм нужно крутить три недели с определённым числом сеансов, а это никак не стыкуется с количеством их мероприятий. Поэтому половина поддержанных «Фондом кино» залов в стране работают плохо или не работают вообще. В конкурсе должны принимать участие только заинтересованные в кинопрокате лица, такие же региональные киносети, как мы. За все время по этой программе мы в Якутии открыли 12 кинозалов на 60 млн рублей. Нам легче сделать кинозалы эффективными, потому что это наша работа.
— Говоря об идеологии местного кино, есть ли она сегодня? И нужна ли господдержка таких фильмов?
— Определенную тематику, конечно, надо поддерживать, развивать в кино бренд республики… Почему бы не снимать фильмы о добыче алмазов, например? Сейчас нет ни одного такого фильма. Через кино и туризм можно развивать. Актуальна тема Арктики, почему бы ей не заняться? Думаю, у нас это может получиться. Те же механизмы съемок… Кто еще знает, как снимать в -50? А у нас даже коптеры в -30 летают.
Съемки фильма «Чээрин» 2018 г.
— А герой, есть ли сегодня свой якутский герой?
— В переснятом нами фильме «Чээрин» по повести Тимофея Сметанина мы как раз хотим показать героического и мужественного молодого человека. Есть такой стереотип, что воин-азиат – это плохо говорящий по-русски парень, а мы хотим показать его другим. Такие герои сегодня нужны. Фильм выйдет к майским праздникам. Снимали его несколько лет назад на средства «Саха фильма», но из-за смены режиссеров картина не получилась, весь материал лежал на полке. Мы его подняли, отсмотрели и поняли, что надо все переснимать. На 98% он снят заново. Главное, мы хотим, чтобы деньги от сборов «Чээрина» пошли в следующий фильм. Это должен быть такой возобновляемый фонд, который поддерживал бы производство.
— Я так понимаю, что по развитию кино, кинозалов сегодня нужна общая встреча правительства и кинематографистов?
— Мы должны разработать дорожную карту, некую концепцию развития. Потому что пока это «лебедь, щука и рак». Кто-то говорит, что надо поддерживать фестивальное движение, кто-то считает, что бизнесом надо заниматься, кто-то Оскара хочет получить. Чтобы повышать качество фильмов, вести правильный прокат, нам всем надо понимать стратегию, какая у нас модель развития. И, конечно, чтобы не потерять своих производителей, надо их поддерживать.
Потолок сборов в Якутии — 19 млн рублей, которые в прошлом году собрали «Мстители». Якутский кинематограф максимум собирал 10 млн рублей. Такие кассовые сборы были в 2017 году у фильма «Кэрэл». В принципе якутский фильм может собрать и 19 млн. А это значит, что производство не должно быть дороже 10 млн, иначе кино не окупится. Это надо понимать. Ну, и выйти на показатель не шесть фильмов в год, а 20.
— А сколько картин будет в 2019 году?
— Десять. Главное распределить их все по году, чтобы прокат прошел ровно. Это будет и военное кино, и ужасы, и детское кино, и драмы.
— Этот год объявлен Годом театра, будут ли какие-то проекты на эту тему?
— Хорошая, кстати, мысль. Но такой проект, мне кажется, сможет только один режиссер потянуть – Сергей Потапов. Мы как раз планируем альманах выпустить с ним, я ему предложу (улыбается).
Встреча «Якутской республиканской киносети» с кинопроизводителями республики
Передачу покажут на телеканале «Россия 24» в 19:00
Победителями конкурса стали Василий и Анатолий Аргуновы из Намского улуса за композицию «Дорога длиною в…
Военнослужащие также освобождаются от уплаты исполнительского сбора
Сводка дежурного прокурора
Это позволит обеспечить качественной питьевой водой около 30 тысяч жителей шести населенных пунктов
В стране статус матери сегодня высок как никогда