В интервью он рассказал, кто может стать спасателем и что делать, если машина заглохла на безлюдной трассе
Эффективность работы в МЧС России, в первую очередь, измеряется количеством спасенных жизней. В Якутии этот показатель всегда очень высокий. За сухими цифрами — сотни человеческих судеб, а также реальные истории отваги и самоотверженности сотрудников.
27 декабря исполняется 33-я годовщина со дня основания МЧС России. В преддверии профессионального праздника пресс-служба МЧС по Якутии подготовила интервью со спасателем 1 класса, заместителем начальника поисково-спасательного отряда Главного управления МЧС России по республике Евгением Золкиным. В этом году он удостоен почетного звания «Заслуженный спасатель Российской Федерации».
— Евгений Игоревич, а правда ли, что вы первый спасатель в МЧС Якутии? Расскажите, как пришли в профессию.
— В восьмидесятых годах, в школе я занимался спортивным туризмом. После окончания стал работать инструктором по туризму в туристическом клубе «Лена» в Якутске и по совместительству — внештатным спасателем контрольно-спасательной службы Всесоюзного центрального совета профсоюзов (ВЦСП). В феврале 1993 года был подписан приказ о создании профессиональной республиканской поисково-спасательной службы ГКЧС (ныне МЧС России). Первого марта 1993 года я стал первым спасателем в городе Якутске.
— Помните свой первый выезд?
— Первый выезд на поисковые работы мы совершили в первый год работы. Это было осенью, в районе поселка Владимировка потерялся охотник в лесу. На тот момент из техники мы имели только один грузовой автомобиль ГАЗ-66. И вот после заявления от родственников мы загрузились на борт авто и выдвинулись в район поисков. Два дня искали охотника, пока не обнаружили его в заброшенном охотничьем домике в 20 километрах от поселка.
— У вас есть жизненный девиз?
— Девиз по жизни: «Никогда ни о чем не жалей, не оглядывайся в прошлое и не пытайся заглянуть в будущее, живи настоящим».
— Какое образование требуется, чтобы стать спасателем? Какая у вас квалификация?
— Чтобы стать сотрудником МЧС, нужно иметь полное среднее образование и пройти курсы спасательной подготовки. Будущие спасатели получают основные навыки работы в учебных центрах МЧС России и обретают общие теоретические знания. Также многие проходят службу в армии в качестве дополнительной подготовки. Все полученные знания и навыки когда-то придется применить на практике. Поэтому, чем больше узнаешь за время учебы, тем легче будет в работе.
В соответствии с квалификационными требованиями об аттестации спасателей, спасатель должен иметь определенный набор рабочих профессий: спасатель (владение двумя рабочими профессиями); спасатель 3 класса (тремя рабочими профессиями); спасатель 2 класса (владение пятью рабочими профессиями); спасатель 1 класса (владение семью рабочими профессиями); спасатель международного класса (владение восемью рабочими профессиями).
Я аттестован на квалификацию спасатель 1 класса. Имею специальности инструктора по туризму, инструктора десантной подготовки, водолаза, газоэлектросварщика, водителя маломерных судов, водителя вездеходной техники, водителя автомобильной техники, парашютиста-десантника, работника третьей группы безопасности работ на высоте (с применением канатного доступа).
— А характер человека играет роль? Какие черты могу помешать в работе спасателя?
— Спасатель должен обладать не только профессиональными навыками, отменным здоровьем, и физически развит. Он должен быть уверенным в себе и своих силах, не только уметь вызволить человека из беды, но и в крайне тяжелых ситуациях успокоить человека, придать ему сил. А помешать могут: недисциплинированность, моральная невоспитанность, легкомыслие и трусливость.
— Расскажите о спасательных работах в зимнее время. Как поступить человеку, если машина заглохла на безлюдной трассе?
— В зимнее время спасательные работы осложняются низкими температурами, световой день становится короче, преобладают сильные ветра с метелью. Зачастую нерадивые водители, рискуя своей и чужой жизнью, выезжают на тонкий лед. Самое печальное, что в такие ситуации попадают и дети. К примеру, в декабре прошлого года при минус 45 градусах мороза на реке Лене в районе села Табага застряла машина. Это случилось ночью, в самый туман. К счастью, связь с водителем по телефону оказалась устойчивая. Топливо у него было на исходе. Спасатели соориентировались на местности по карте, ведь на Лене в районе переправы очень много островов. Машину удалось обнаружить в течение часа. Горючее к тому времени у них уже закончилось. Помимо водителя, в салоне находились пассажиры — семья с двумя несовершеннолетними детьми. Пострадавших доставили в город.
Оказавшись в заглохшей на трассе машине, первым делом звоните по номеру службы спасения: 01, 112. Если сделать этого не удастся, остается надеяться на родных и знакомых, которые начнут вас искать. Кроме того, рано или поздно по трассе проедет другой автомобиль. Важно помнить, что спасение замерзающего зависит только от него. Когда двигатель заглох на морозе, умение развести огонь — залог жизни, тепло поможет пережить часы ожидания.
Самое главное в такой ситуации, сохранить здравый рассудок. Нужно ясно мыслить, не растеряться и осознавать, что делаешь. В самом крайнем и безвыходном случае, если уже совсем замерзаешь — да даже спали ты свою машину! Автомобиль ведь можно купить, а жизнь не купишь.
Подборка публикаций за четверг
Помимо гуманитарного груза, волонтёры доставляют индивидуальные посылки
В настоящее время он проходит процедуру установления своей личности для получения временных документов
Звезды гороскопа обещают удачливость, активность, ясность мысли
В Якутске прошла интерактивная кардиологическая школа для врачей
Правительство Якутии на протяжении пяти лет развивает эффективное сотрудничество с университетом