Первый президент Якутии Михаил Николаев обратился к участникам научно-практического симпозиума «Алексей Елисеевич Кулаковский — духовный лидер Якутии», где подчеркнул важность принятия конкретных мер по увековечиванию наследия великого мыслителя. Он подчеркнул, что жизнь и деятельность Алексея Кулаковского была полностью посвящена своему народу, и это — наглядный пример для подражания, а его образ – это символ для народа.
Приводим вашему вниманию полный текст выступления первого президента Якутии на торжественном открытии научно-практического симпозиума.
Энергия будущего
У каждого народа есть люди, которые являются символами, скрепами своей нации: у казахов это Абай, у индусов Ганди, у китайцев Конфуций, у французов Вольтер и Гюго и т.д. У народа саха таким человеком является Алексей Елисеевич Кулаковский — символ нашей республики, скреп нашей нации.
Он с большим достоинством представляет сегодня России и миру народ саха. За прошлые годы в республике проводилась определенная работа по Кулаковскому. Но время показывает, что этого недостаточно, чтобы народ знал не только его имя, а также его труды, его напутствия, как вести себя, что делать в самые трудные годы, как сплотиться. Мы, по всей видимости, что-то делаем неправильно или мало. Поскольку наш народ еще до конца не сплотился вокруг Алексея Елисеевича Кулаковского.
Люди до сих пор плохо представляют его мысли, его философию, его напутствия. В этом отношении я хотел бы остановится на том, что нам надо делать. Мы учредили Госпремию Кулаковского, установили ряд памятников, назвали ряд улиц. Издана в серии «Жизнь замечательных людей» председателем Союза писателей Санкт Петербурга Николаем Михайловичем Коняевым книга «Алексей Кулаковский». Сегодня об этом тоже говорили, что в нашем федеральном университете создан институт Кулаковского. Есть дворцы и театры, носящие его имя. В частности, в городе есть культурный центр имени Кулаковского. На мой взгляд, этого совершенно недостаточно: самое главное — народ еще не проникся его идеей, не знает его философию жизни, каноны и заветы которые он оставил нам.
Почему так получается?
Потому что в республике не проводится системная работа, от силы вспоминаем ее в юбилейные даты. Большой пласт духовной силы нации не приводится в движение в решении насущных задач народа. Дух, душа, духовность – это колоссальная, во многом определяющая сила народа, это внутренняя сила человека – его характер, его воля, его патриотизм, его преданность своей родине.
Без внутренней силы, без воли и характера народ не народ. Вся жизнь Алексея Кулаковского наглядный пример для подражания, его образ – это символ для народа. Алексей Кулаковский – это явление, широта взглядов, глубина мыслей, масштабность решаемых задач далеко выходящих за горизонты нашего понимания жизни. Вот почему мы должны изучить его жизненный путь, осовременить его философию. Сделать его доступным народу, ведь классика А. Кулаковского всегда заряжена энергией будущего. Вечность жизни — в бессмертии духа Алексея Кулаковского.
В связи со сказанным хотелось бы сегодня остановиться на Евразийстве. Действительно, Россия находится на пересечении двух миров – восточного и западного, и для нее сейчас важен не выбор одного из них, а определение своего места. Поэтому России нужно найти собственное мировоззрение. Утрата в единой культуре многообразия означает стагнацию и смерь для человека, ибо теряется самое главное – возможность развития. Принудительное насаждение одних только европейских стандартов — это гибель всех других цивилизаций, когда отметается все оригинальное, национально-самобытное, не укладывающееся в рамки европейских ценностей.
Алексей Кулаковский прекрасно понимал это, что сказалось на его поисках якутского алфавита. Для него была важна связь народа саха с Россией для сохранения самобытности народа, ибо опасность ассимиляции с Востоком представлялась ему более реальной чем с Россией.
В эпоху глобализации, которая приводит к унификации и нивелированию культуры, мы разделяем тревогу нашего Кулаковского и понимаем справедливость программного послания изложенного в письме «Якутской интеллигенции». События последних лет, происходящие в мире, наглядно показывают реальность предсказания Алексея Кулаковского своему народу, оно адресовано и всему человечеству, и, прежде всего, россиянам.
Евразийство и глобализм опасны для человечества. В Евразийстве много отвлеченных моментов и мало конкретного самобытного, ориентирующего Россию на свой путь. Труды великого Кулаковского народ саха обязан делать канонами своей жизни, развивать свою республику, не вправо и не влево шатаясь, а идти единым путем вместе с Россией. Недаром отметил известный российский писатель М.Н. Коняев: «Много ли найдем в мире писателей (и найдем ли вообще) чьи мысли, чьи воззрения были бы так востребованы и так прочитаны, и так приняты главными руководителями страны как произведение Алексея Кулаковского в Якутии. Я таких примеров не знаю».
Что нам необходимо предпринимать, чтобы наш Кулаковский стал символом народа саха, скрепом всей жизни республики?
Во первых, необходимо составить государственную программу в контексте федеральной программы «Культура наследия А.Е. Кулаковского».
Во вторых, в учебных заведениях и школах должны быть кабинеты, классы изучения жизни и творчества Кулаковского в контексте современной реальной жизни. Сегодня в школах литературе народа саха с 5 по 10 классы отводится 476 часов, из них только 5% часов отводится основателю литературы народа саха, гению словесности, мыслителю, экономисту, крупному геополитику, единственному человеку, который своим монументальным трудом «Письмо якутской интеллигенции» вписал свое имя в историю российской цивилизации. В то же время у нас есть возможность без большого ущерба увеличить часы, например, есть предметы обществознание, окружающий мир, уроки финансовой грамотности, во внеурочной программе и т.д. Нужно только посидеть, найти оптимальные варианты и вместе с министерством образования и науки и руководством муниципалитетов принять решение.
В третьих, следовало бы создать общественный комитет по подготовке и проведению 150-летия А. Кулаковского в 2027 году. Правительством будет создан большой республиканский комитет, который будет решать фундаментальные вопросы дальнейшей работы по увековечению памяти А. Кулаковского, а общественный комитет мог бы более активно работать с населением всей республики. Общественный комитет мог бы создать свой фонд, установить различные меры поощрения активистов. Провести с большим размахом различные конкурсы, фестивали, конференции, общественные диктанты, смотры и т.д.
В четвертых, культурный центр им. Кулаковского, Ассамблея народов республики должны стать центрами, именно центрами разъяснения, пропаганды идей А. Кулаковского.
В пятых, нам необходимо серьезно укрепить Институт Кулаковского при федеральном университете в переводческой и издательской деятельности. Кулаковский должен заговорить на языках народов России и мира. Мы должны установить деятельную связь с ЮНЕСКО, привлечь лучших специалистов России и мира в создании учения Кулаковскийведение, выделить особо философские взгляды, его исследования истории и культуры, его духовные ориентиры этнического единства, пути сохранения народов в условиях цивилизационного, геополитического, идеологического противостояния.
В шестых, 16 марта текущего года учащиеся Сети Президентских школ начали в день рождения Алексея Кулаковского весьма символическую акцию «Өксөкүлээх сардаҥата»: в этот день во всех школах зажгли свечи. Огонь — символ вечности, жизни. После чего провели различные конкурсы, концерты, интеллектуальные игры по произведениям А. Кулаковского. Следовало поддержать это движение учащихся, и с каждым годом вовлекать все школы, учебные заведения в это патриотическое движение «Өксөкүлээх сардаҥата”.
В седьмых, в эти годы необходимо издать массовым тиражом его труды и авторефераты, такие как “Вправе ли русские гордиться своим именем?”, “Якутский язык”, “Русские слова, принятые усвоенные якутами” и др. Особо, с научными комментариями, “Письмо якутской интеллигенции”, “Сон шамана” – вершины философского размышления А. Кулаковского.
Я думаю, в эти дни появилось много идей и предложений — все это необходимо объединить и сделать нашим планом к действию.
В восьмых, нужно восстановить дом, где жил, учительствовал и творил А. Кулаковский, и где со своим другом Петром Барашковым они создавали образцовое хозяйство. Включить их в туристический маршрут “Путь Кулаковского” по предложению главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева.
А. Кулаковский завершил «Письмо якутской интеллигенции» словами: «1912 год, с. Качикатцы». Позвольте мне закончить свое выступление: «2022 год, с. Качикатцы».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: