Многие родители дают своим детям гаджеты с разными целями: для развития, образования, а иногда, чтобы развлечь ребенка
Чрезмерное и неправильное использование гаджетов может привести к проблемам у детей в будущем. Насколько вредны гаджеты для детей разных возрастов? Могут ли они быть полезными и как их правильно использовать? Об этом рассказала врач-педиатр республиканского центра общественного здоровья и медицинской профилактики Оюна Лукина.
— Насколько действительно вредны гаджеты для детей? К каким проблемам их использование может привести в разном возрасте?
— Первые три года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами. Раннее начало пользования гаджетами тормозит процесс развития коммуникативных навыков.
В возрасте 3–7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, так как не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения – это способствует нарушению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.
В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов, при этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.
Развиваются также проблемы со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок.
В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. У подростков формируются сложности в общении: живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.
— В каком возрасте лучше вообще детей к гаджетам не подпускать?
— Детям до 3 лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. Ребенку в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.
— Есть ли менее вредные для детей гаджеты? Если да, то какие?
— Выбирая между гаджетами, лучше отдать предпочтение компьютеру или планшету. С точки зрения меньшей нагрузки на организм ребенка, диагональ персонального компьютера должна быть не менее 39,5 см, у планшета – не менее 26,6 см. Организация рабочего места ребенка должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшета предполагает его размещение на столе под углом наклона 30 градусов.
Продолжительность непрерывного пользования гаджетами зависит от возраста ребенка:
После работы с компьютером необходимо сделать гимнастику для глаз. Общее допустимое время использования компьютера за весь день:
— С медицинской точки зрения, можно ли говорить о каком-то позитивном влиянии гаджетов на детей?
— Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу использования гаджетов, то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для детей школьного возраста подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы и т. д.
Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.
— Что можно сделать родителям и близким со своей стороны, чтобы снизить влияние гаджетов?
— Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила: в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете. Важно помнить о следующем:
— За какими тревожными симптомами стоит следить особенно пристально?
— Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:
— Почему у детей может формироваться зависимость от гаджетов?
— Счастливый, гармонично развивающийся ребенок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушены равновесие и гармония во внутреннем мире ребенка, когда есть незаполненная пустота:
По итогам восьми месяцев текущего года Якутия вновь стала единоличным лидером Дальневосточного федерального округа по…
Школы будущих матерей открыты при Центральных районных больницах республики и в поликлиниках города Якутска. В…
Премьера состоится 9 и 10 ноября в Саха театре
В рамках выездного совещания первый заместитель председателя правительства Якутии Джулустан Борисов рассмотрел план строительства нового…
Двенадцать наиболее востребованных рабочих профессий, необходимых для трудоустройства в нефтегазовые компании, можно получить на курсах…
Так выглядят слоисто-кучевые облака, которые всегда располагаются на небе ровными рядами