В Чукотском автономном округе прошел круглый стол в рамках выездного совещания Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики под председательством депутата Николая Харитонова. Тема совещания касалась законопроекта о северном завозе.
В заседании приняли участие свыше 50 представителей законодательных органов государственной власти, исполнительных органов РФ и регионов в режиме видеосвязи. Якутию представил председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров.
«Территория северного завоза располагается в 25 субъектах Российской Федерации и характеризуется сложными природно-климатическими условиями, отсутствием собственной производственно-технологической базы для производства жизненно важных товаров, низким уровнем развития транспортной инфраструктуры.
Ежегодно на территории северного завоза реализуется комплекс мероприятий в рамках которого поставляется порядка 3,5 миллионов тонн различных товаров для жизнеобеспечения трех миллионов жителей», — охарактеризовал ситуацию с северным завозом председатель Комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Как отметил врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов, 97% грузов, а это более 22 тысячи тонн продуктов питания, уголь, ГСМ, завозится за короткий срок морской навигации.
«Отсюда высокие цены по логистике. В будущем федеральном законе о северном завозе вопросы регламентирования срока завоза грузов, как и вопросы финансирования, будут предусмотрены. Для жителей Арктики это будет удешевление продуктов и товаров», — сказал Кузнецов.
Первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, отметил, что законопроект структурирует подходы всех органов государственной власти к организации северного завоза; создает единого координатора на федеральном уровне; единые подходы и правила к осуществлению северного завоза, при этом, не снижая уровень ответственности регионов, добавляет роль координатора.
«Безусловно, эти поправки к законопроекту нужны и востребованы, в первую очередь, для жителей Арктической зоны РФ. Основная цель закона о северном завозе – это надежность, быстрота, а самое важное — снижение стоимости северного завоза», — подчеркнул Гаджимагомед Гусейнов.
Отдельно он отметил продуктивную работу главы Якутии Айсена Николаева, народных депутатов республики по внесению предложений в проект закона о северном завозе.
Как сказал председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров, в целом, разработчики законопроекта учли пожелания Якутии.
Предложения Госсобрания (Ил Тумэн) по законопроекту о северном завозе
— Концептуально мы поддерживаем законопроект. Государственным Собранием (Ил Тумэн) официально была внесена таблица поправок в порядке рассмотрения проекта федерального закона ко второму чтению.
Мы предлагаем следующие поправки к законопроекту: предлагаем ввести в законопроект реестр участников северного завоза, утверждаемый федеральным координатором северного завоза, предоставить право субъектам Российской Федерации устанавливать предельные значения цен на грузы первой категории вне зависимости от оказания государственной поддержки участникам северного завоза, дополнить полномочия субъектов РФ правом устанавливать тарифы и надбавки к ценам на грузы первой категории, их перевозку и хранение, цен на продукты, изготавливаемые из грузов первой категории. А также порядок регулирования таких цен и методики их расчетов.
Наши предложения исходят из следующих факторов. Груз, перевезенный в рамках северного завоза, может реализовываться по всему пути следования до конкретного населенного пункта внутри республики. Следовательно, необходимо решить вопрос о цене груза по всей цепочке его реализации. В противном случае может сложиться ситуация, когда цены на грузы будут установлены, но когда они доходят до конечного прилавка в виде товара, снижения цен не произойдет, а основную прибыль получат посредники.
Кроме того, товары, отнесенные к грузам первой категории, например, мука и другие, могут использоваться для производства продукции. Законопроектом установление цены на эти товары не предусмотрено. Соответственно они могут реализовываться по свободным ценам, в том числе превышающим экономически обоснованный уровень.
Далее, в настоящее время субъекты Российской Федерации, расположенные в районах Крайнего Севера, могут устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на ГСМ, но при этом не имеют права утверждать тарифы на хранение и приемо-складские услуги. Однако основная часть доходов предприятия, реализующего ГСМ, поступает именно от реализации данных услуг, что влияет на конечную цену на ГСМ.
По дополнительным полномочиям субъектов Крайнего Севера нет федеральных порядков и методик. Есть разъяснения ФАС, что в данных сферах субъект имеет право издавать свои нормативно-правовые акты и методики. Поэтому предлагается узаконить данное право субъектов.
Предлагается предусмотреть, что не только субъект РФ, но и правительство РФ оказывает государственную поддержку собственникам объектов транспортно-логистической инфраструктуры необщего пользования, включенных в перечень объектов опорной сети северного завоза.
Наиболее острыми проблемами в настоящее время являются недостаточность и износ емкостного парка под размещение наливных грузов для нужд энергетики, коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, а также отсутствие мест перевалки и хранения грузов.
В Якутии основными региональными операторами по доставке нефтепродуктов и продовольствия являются АО «Саханефтегазсбыт» и АО «Якутоптторг». Данные предприятия сегодня реализуют проекты по ремонту и строительству нефтебаз и строительству 13 торгово-логистических центров в арктических районах республики. Стоимость данных работ по АО «Саханефтегазсбыт», по предварительной оценке, составляет более 13 млрд рублей. В 2023 году из федерального бюджета планируется выделение средств в размере 300 млн. рублей. Торгово-логистических центры также строятся при поддержке средств федерального бюджета в размере 914,3 млн рублей на 2022-2024 годы.
Предлагается установить, что Правительство Российской Федерации предоставляет субсидии участникам северного завоза, осуществляющим завоз грузов первой категории, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В связи с этим предлагаем конкретизировать вид субсидий из федерального бюджета предоставляемых участникам северного завоза на завоз грузов первой категории.
Поставленные парламентом Якутии предложения к проекту ФЗ «О северном завозе» ко второму чтению, председатель Комитета ГД по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов назвал очень полезными, учитывая практический опыт Якутии по северному завозу: «Будем анализировать и работать дальше над проектом федерального закона», — сказал он.
Рекомендации круглого стола по проекту ФЗ о северном завозе были приняты единогласно.
Напомним, 22 марта 2023 года проект ФЗ «О северном завозе» был принят ГД в первом чтении. Сейчас ведется работа над ним в рамках второго чтения.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: