Научный сотрудник лаборатории по изучению экологического состояния Арктики (БиоМ) Северо-Восточного федерального университета Парасковья Давыдова провела уникальные исследования озер Чукотки, которые ранее не были изучены. Недавно она защитила кандидатскую диссертацию. О том, есть ли экзотика и экстрим в дальних экспедициях, как важно аспиранту защитить диссертацию в срок и каковы перспективы экологической науки, молодой ученый рассказала в интервью.
— Вы исследовали геоэкологические особенности озер Чукотки. Что нового в науку привнесло ваше исследование, какие интересные результаты вам удалось получить?
— Чукотский автономный округ представляет собой слабо изученную область в сфере функционирования водных объектов территории Северо-Востока России. Это обстоятельство в значительной степени обусловлено труднодоступностью, слабой освоенностью и сложными природно-климатическими условиями региона. На Чукотке расположены сотни тысяч разнотипных озёр, информация о которых обрывочна и не отражает специфику такого рода объектов.
Уникальность исследования состоит в том, что впервые для Чукотки выполнена типизация и паспортизация озёр с учётом комплекса морфометрических, морфологических, физико-химических, биотических характеристик, особенностей их местоположения и происхождения. Определены новые для региона виды диатомовых водорослей (17,4%). Создана информационная база параметров современного состояния водных экосистем по морфометрическим, физико-химическим показателям, проведена комплексная оценка качества озерных вод, основанная на диатомовом анализе.
— Как долго проходили ваши исследования и экспедиции, что самое приятное и трудное в работе «в поле»? Чем интересна и необычна Чукотка?
— Исследования проводились в период с 2016 по 2021 год под руководством профессора, главного научного сотрудника лаборатории по изучению экологического состоянии Арктики (БиоМ) СВФУ Людмилы Пестряковой совместно с коллегами Института имени Альфреда Вегенера – Центра полярных и морских исследований Гельмгольца (AWI). Все полевые исследования проводились по общепринятой стандартной методике.
Самым трудным этапом в экспедициях были дороги до пункта района исследований, потому что Чукотка до сих пор остается труднодоступной территорией (именно из-за дорог) со слабой освоенностью и сложными природно-климатическими условиями региона. Регион огромный и разнообразный, дорог почти нет, а из доступного транспорта – только вездеходы и вертолеты. Самое опасное явление в данных условиях – нас всегда сопровождали медведи. Их много на Чукотке. Поэтому нашим ребятам приходилось дежурить ночью по три часа.
Самое приятное в таких экспедициях, по-моему, – это окружающая природа, знакомство с неизвестной местностью, регионом. Комплексные лимнологические исследования в этих местах ранее не проводились.
— Почему важно исследовать озера, какую ценность несет информация об их состоянии?
— Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они являются источниками ценнейшего природного ресурса – пресной воды. Донные отложения озёр – это природный архив, в котором изо дня в день в течение тысячелетий консервируется «информация» в виде минеральных и органических частиц обо всех изменениях, протекавших как в самом водоеме, так и на территориях, окружающих его. Детальное изучение ненарушенной колонки донных отложений может уведомить нас об изменении климата окружающей среды, гидрологического режима водоема, этапов похолоданий и/или потеплений, химического состава озерных вод и другие детали.
— Что бы вы посоветовали тем, кто желает защитить кандидатскую диссертацию?
— Чтобы уложиться в срок, надо во время учебы в аспирантуре выполнить все условия (требования) для защиты кандидатской диссертации. И во время аспирантуры нужно хорошо написать выпускную квалификационную работу (ВКР) для дальнейшего выхода на защиту. Самое главное, до и после защиты ВКР иметь научные статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. Немаловажное значение имеет также участие соискателя в профильных конференциях разного уровня, благодаря которых апробируется тема диссертации и набирается опыт выступления перед широкой аудиторией.
Защита диссертационной работы требует тщательной подготовки и большой выдержки. Если тематика будущей диссертации тебе нравится, и ты с удовольствием этим занимаешься, то намного легче и писать, и защититься. Я бы посоветовала не бояться и смело идти вперед.
— Ваш научный руководитель – профессор, доктор географических наук Людмила Пестрякова подготовила немало молодых ученых. Почему вы выбрали ее как руководителя, и как вы думаете, насколько важна роль руководителя, наставника для молодого ученого?
— Выбор научного руководителя очень важный и ответственный шаг, который может существенно повлиять на результат и успешную защиту научной работы. Людмилу Агафьевну как научного руководителя я выбрала еще в 2013 году, когда была студенткой. Она является моим научным руководителем бакалаврской, магистерской и аспирантской работ. Она высококлассный специалист, занимающийся изучением водных объектов на международном уровне, а также у меня сложилось благоприятное впечатление о ее личных качествах при общении с ней.
По моему мнению, роль научного руководителя для молодого ученого очень важна. Благодаря поддержке и правильному напутствию руководителя молодой ученый может достичь больших успехов.
И в связи с имеющейся возможностью хочу выразить искреннюю благодарность и глубокую признательность за помощь на всех этапах работы научному руководителю, профессору Людмиле Агафьевне Пестряковой. Благодаря ее мудрому наставничеству, знаниям и опыту я защитила кандидатскую диссертацию успешно.
— Как вы выбирали свою будущую профессию, почему выбрали именно Институт естественных наук СВФУ? Как вы думаете, сложно ли школьникам, будущим студентам выбирать будущее место учебы, и что вы могли бы им посоветовать?
— Будущую профессию выбрала благодаря моей классной руководительнице Самойловой Наталье Николаевне. Она очень подробно и интересно рассказывала о профессии эколога, и после окончания школы я поступила в Институт естественных наук. Считаю, что экология – это наука будущего и, возможно, от прогресса этой науки будет зависеть само существование человека. Эколог – это не только профессия, это образ жизни.
Думаю, что будущим школьникам и студентам выбирать место учебы несложно. У нас в университете есть очень большой выбор, куда поступать и где получить желаемую профессию. Просто надо четко знать, кем они хотели бы быть в будущем.
Студентам и школьникам хочу посоветовать хорошо учиться, добросовестно заниматься научным исследованием, участвовать в различных конференциях и писать статьи. Вдохновляйтесь успехами старших коллег и прислушивайтесь к их советам, поскольку поддержка очень важна для молодых ученых.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: