Ответственный бизнес, поддержка предпринимательства, антикризисный ответ пандемии. Байкальский банк Сбербанка подвел итоги уходящего года

Основные направления работы, результаты реализации  мер поддержки регионального бизнеса, принципы стратегии на ближайшее время обсудили представители Сбера и их партнеры на итоговой пресс-конференции «Байкальский банк и региональный бизнес-итоги 2020 года», сообщает ЯСИА.   

Отметим, что Байкальский банк ПАО Сбербанк — осуществляет деятельность на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятии. Банк занимает высокую долю на рынке вкладов населения, в области кредитования частных клиентов и юридических лиц. Предоставляет широкий перечень банковских услуг для населения и корпоративных клиентов. А также осуществляет корреспондентские отношения с банками Монголии, Китая, выступает поручителем во внешнеторговых сделках.

«Конечно же, 2020 год был под влиянием неприятных событий пандемии, и мы вынуждены были очень быстро менять цели и задачи, принимать новые решения. Нам, как и всем в принципе, пришлось многому учиться, осваивать новые технологии, перестраивать себя. И как раз то, что Сбер объявил в сентябре эволюцию бренда, было неким ответом на вызов времени. Пандемия лишь подтвердила, что все изменения и решения по развитию сервисов и продуктов Сбера были своевременными.  Нам всегда важно качество услуг, которые наш банк оказывает бизнесу и населению. Теперь во главу угла встал еще и вопрос безопасности клиентов, сотрудников, а также их экономическая безопасность, развитие дистанционных сервисов как нельзя лучше отвечает этим требованиям времени», — отметил Александр Абрамкин.

Подводя итоги уходящего года, председатель Байкальского банка Сбербанка подчеркнул, что благодаря инвестициям в технологии экосистемы, сервисы Сбера стали еще более удобными и востребованными населением и бизнесом регионов. «Мы сегодня являемся не только банком, но еще и партнером, заинтересованным в росте и развитии бизнеса своих клиентов. Это подтверждают более 80% опрошенных внешних клиентов, все они с готовностью рассматривают Сбер в качестве партнеров для цифровизации своего бизнеса».

2020-й год во взаимодействии банка и регионального предпринимательства прибавил значимость аналитических данных и информационных технологий. Сбер именно с целью аналитики бизнеса («Бизнес Аналитика») запустил  линейку продуктов, которые помогали клиентам  в непростой год, отмеченный пандемией, все же развивать бизнес, во всех ключевых отраслях принимать правильные управленческие решения.

Заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Оксана Лобова рассказала об экономических результатах 2020 года, каким видят его финал аналитики территориального банка Сбера.

«В принципе, применительно к норме индекс потребительской активности населения регионов сейчас находится на уровне 60-70 (из 100). Это, конечно, ниже обычного, но не критичный показатель. Глобального падения в регионах присутствия Байкальского банка Сбербанка не случилось. Во-первых, потому что у нас практически весь бизнес все же продолжал работать, пусть и с небольшими перерывами: работали бизнес-клубы, работали кинотеатры и рестораны, конечно, с соблюдением профилактических мер.  Именно это и дало эффект, объем падения в секторе экономики по нашим территориям не был столь значительным, как мы опасались весной 2020 года. В целом по России наибольшее падение выручки сейчас наблюдается в следующих отраслях: туризм (75%), развлечения (62%), рестораны (35%), а также услуги (19,5%). У нас же часть предприятий и организаций этих индустрий все же смогли приспособиться и перестроиться. Например, если говорить об отельном бизнесе, то многие гостиницы в регионах быстро преобразовались в обсерваторы, это позволило им сохранить достаточно большие объемы выручки (80%). В июле, августе 2020 года в туристической отрасли, особенно на байкальских территориях, активно развивался внутренний туризм. Это говорит о том, что наши регионы остались все такими же привлекательными для гостей», — сообщила она.

Оксана Лобова рассказала журналистам и о том, в каких сегментах регионального бизнеса Якутии, Иркутской области, Бурятии, Забайкальского края по большим данным Сбера в период пандемии просматривается развитие  и усиление направлений — это торговля компьютерами и оргтехникой, сервисы по организации дистанционных форматов коммуникаций, продажи товаров для строительства и ремонта и стройиндустрия, недропользование и все виды онлайн-торговли, она в 2020-м бьет все рекорды.

Антикризисные программы и их результаты

Реальной поддержкой для регионального бизнеса стала реализация антикризисных мер, Сбер активно участвовал в государственных программах и разрабатывал собственные инструменты помощи предпринимательству и отраслям, пострадавшим от пандемии. «Наиболее актуальными в этом году были именно вопросы сохранения бизнеса, особенно остро они стояли весной. Сбер совместно с государством предложил ряд действенных мер, которые были направлены именно на то, чтобы помочь бизнесу регионов, пострадавшему в период пандемии, не только сохраниться, но и развиваться, несмотря ни на что», — отметила директор управления продаж малому бизнесу Байкальского банка Сбербанка Эвелина Жаргалова.

Программой банка по реструктуризации кредитов заемщиков только в первую волну пандемии воспользовались более  2800 предприятий и организаций,  только по  клиентам малого и микро-бизнеса реструктуризация проведена на сумму более 4 млрд рублей. В конце сентября Сбербанк запустил новую программу поддержки малого бизнеса, теперь уже для заемщиков, по которым ранее реструктуризация уже была проведена, но чей бизнес так и не успел восстановиться. На текущий момент по этой программе Байкальский банк Сбербанка провел уже более 500 повторных реструктуризаций малого и микро-бизнеса.

Сбер участвовал и в реализации правительственной программы субсидирования малого и среднего предпринимательства «1/3-1/3-1/3». Ее суть заключалась в отсрочке уплаты кредита основного долга до 1 октября текущего года с одновременным снижением процентной ставки до 1/3 от первоначального уровня. Две части субсидии при этом платят сами банки и государство. А также Сбер активно выдавал и кредиты на зарплату с 0% ставкой, по этой антикризисной программе в Байкальском банке Сбербанка поддержку получили более 500 предприятий малого бизнеса и микробизнеса, им было выдано 523 кредита на общую сумму 405 млн рублей. Еще 52 кредита на сумму  0,29 млрд руб. банк выдал крупным и средним предприятиям.

Чрезвычайно востребованной в регионах, в Якутии в том числе, оказалась программа «Господдержка 2%». Этот кредит был предназначен для предприятий и организаций всех сегментов, пострадавших от последствий пандемии. Как пояснила Эвелина Жаргалова, средства, полученные по данному займу, региональный бизнес мог направить и на развитие, и на восстановление бизнеса, в том числе на выплаты зарплаты сотрудникам. Условия такого антикризисного кредита были особыми: предприятие должно было  сохранить неизменной численность коллектива до апреля 2021 года. И в таком случае кредит полностью или наполовину может быть погашен за счет государства. «И нам особенно приятно отметить, что более 98% предприятий крупного и среднего бизнеса и более 96% предприятий малого и микробизнеса на территории работы Байкальского банка Сбербанка выполнили эти условия. Таким образом, программа господдержки сработала на отлично», — подчеркнула Жаргалова.    

По программе «Кредит с господдержкой под 2%» малый бизнес Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии оформил 3764 кредита на сумму 4,6 млрд  руб.   Этой мерой поддержки воспользовался и крупный бизнес регионов —  227 средних и крупных предприятий получили кредит со льготной ставкой на 1,94 млрд руб.

Сервисы экосистемы и банковские инструменты Сбера, наиболее востребованные региональным бизнесом в 2020 году

Как отметила заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка Оксана Лобова, самыми востребованными в 2020-м году и у населения, и у бизнеса регионов стали сервисы, связанные с дистанционным обслуживанием клиентов.

«Например, наш продукт «Кредит за семь минут» для малого и среднего бизнеса мы запустили в 3-м квартале 2019 года, а приобрел особую популярность он именно в этом году. С его помощью предприниматели в регионах Байкальского банка теперь могут подать дистанционную заявку через «Сбер Бизнес», самостоятельно выбирать сумму в пределах одобренного лимита и всего за 7 минут задачи свои решить. Мы активно поддерживали в этом году и сервисы для развития бизнеса компаний- застройщиков. Так, был запущен «личный кабинет застройщика» для того, чтобы наши клиенты этой индустрии могли дистанционно подавать документы и заявки через свой личный кабинет и отслеживать все этапы оформления пакета услуг. Особым спросом у региональных предпринимателей в 2020-м году пользовалась кредитная бизнес-карта, ее удобство оценил бизнес сферы услуг. К примеру, если у вас кафе, вы можете утром купить продукты, а вечером получить выручку и погасить, в этом случае вы вообще ничего не платите банку, потому что оборот пошел в течение дня. Отсрочка по кредитной карте – 50 дней.  До конца 2020 года у предпринимателей регионов Байкальского банка Сбербанка есть уникальная возможность получить кредитную бизнес-карту с увеличенным в 2 раза льготным периодом, это 100 дней. И 120 наших клиентов уже воспользовались данным предложением», — рассказала Оксана Лобова.

Банк в 2020 году запустил еще один новый инструмент — «Электронные банковские гарантии и гарантии-АСТ». Эти продукты позволяли региональному бизнесу в режиме онлайн формировать и отправлять гарантию на возмещение НДС или освобождение от уплаты акцизов. Кроме того, время возвращения таких средств в оборот теперь контролируется в банке специальным сервисом, а все операции стали совершаться в 25 раз быстрее — всего 7 рабочих дней. Предприниматели нововведение оценили, во-первых, за   полный электронный документооборот и, во-вторых, за возможность получать возмещение средств удаленно, без поездок в офис банка или налоговой службы. С начала года Байкальский банк Сбербанка выдал региональному бизнесу электронных банковских гарантий на сумму более 0,9 млрд рублей, сообщила заместитель председателя территориального банка.

«Сегодня наш банк в регионах своего присутствия продает бизнес-клиентам уже около 80 различных сервисов Сбера и сервисов его экосистемы. Мы разрешаем уже не только финансовые вопросы наших клиентов, но и предоставляем готовые решения для бухгалтерии, логистики, для юридического сопровождения предприятий и организаций, у нас есть пакетные решения  и для запуска или продвижения бизнеса в интернете. Региональный бизнес, обратившись в Сбер, может сегодня  в одном месте купить все, что ему необходимо для организации работы», — отметила Лобова.

Одним из наиболее востребованных   сервисов экосистемы банка в 2020 году стали корпоративные услуги от приложения телемедицины —  СберЗдоровье, сертификаты на оказание его пакета услуг оформили более 8 000 бизнес-партнеров.

Примеры успешного сотрудничества

Топ-руководители Байкальского банка Сбербанка, рассказывая о наиболее значимых проектах уходящего 2020 года, назвали ряд примеров успешного, в том числе и в Якутии, сотрудничества с бизнес-компаниями и органами региональной власти.

«Традиционно ежегодно наш банк финансирует так называемый «северный завоз» в Якутию. В этом году мы кредитовали государственные предприятия на сумму 6 млрд рублей для того, чтобы все продукты, все необходимые ресурсы были завезены в северные территории. Мы видим также, что в условиях пандемии регионы и муниципальные образования столкнулись с существенным сокращением налоговых доходов, как растут расходы на здравоохранение, а также на оказание мер социальной поддержки населению. Именно поэтому в этой непростой ситуации на денежном рынке Сбер продолжает поддерживать субъекты федерации и муниципальные образования и осуществляет финансирование займов, предназначенных для бюджетов территорий. Например, за этот год мы заключили кредитные договоры с регионами на 31 млрд рублей, с муниципалитетами – на 7 млрд рублей», — сообщил директор управления организации продаж корпоративным клиентам регионального госсектора Андрей Куликов.

В 2020 году Сбер усилил свое участие в финансировании инвестиционных проектов Якутии. Так, банк профинансировал два концессионных соглашения по строительству котельных и теплосетей в селе Октемцы Хангаласского улуса и селе Балыктаах Усть-Алданского улуса, рефинансировал кредит, направленный на строительства водозабора в Якутске.

«Водоканал сотрудничает со Сбербанком в рамках программы реконструкции объектов Якутска, которая была утверждена распоряжением правительства республики. В рамках этой программы в 2018 году был запущен новый водозабор с водоочистными сооружениями мощностью до 110 тысяч кубических метров в сутки. Сегодня этот водозабор является одним из самых крупных объектов водоснабжения на Дальнем Востоке и одним из самых современных в России.  Кроме того, реконструкция объекта позволила обеспечить население Якутска качественной питьевой водой, которая сегодня соответствует всем санитарным требованиям и нормам. Этот проект, реализованный совместно со Сбербанком, имеет большое социальное значение и для города, и для всей республики», — отметила начальник финансового отдела АО «Водоканал» Мария Максимова.

Стратегия ESG

Подводя итоги 2020 года, председатель Байкальского банка Сбербанка Александр Абрамкин особое внимание уделил новой философии стратегии развития банка — ESG: «Мы придаем важное значение сегодня не только финансовым показателям компании, но и тому, какой след оставляем в обществе мы сами. Нам важны социальные программы, важно заботиться об окружающей среде, а также поддерживать нуждающихся в помощи людей с инвалидностью, важно заботиться и о своих сотрудниках.  Сбербанком принята именно такая долгосрочная бизнес-стратегия, и в этом году она утверждена наблюдательным советом. Это означает, что банк принимает на себя как экологическую, социальную ответственность, так и корпоративную. Эта повестка касается всех наших клиентов, сотрудников, акционеров, инвесторов, общества и государства в целом. Безусловно, это и «зеленое» финансирование, и управление рисками, вопросы, связанные с экологией, инклюзией, и прочее».

Александр Абрамкин рассказал, как в офисах Сбера уже реализуют «зеленые принципы» и в качестве примера привел один из офисов Якутского отделения Сбербанка, где установили  урны для раздельного сбора отходов по основным видам: бумага, пластик, стекло, а также отработанные батарейки, которые затем отправляются на переработку.

Именно для отказа от пластика банк сегодня предлагает своим бизнес-клиентам оформлять цифровые карты, по которым также доступны все услуги и операции. Кроме того, банк сейчас тестирует и технологию переработки пластиковых карт. «Благодаря безбумажным технологиям, применяемым в процессе работы, в прошлом году Сберу удалось сэкономить около 600 миллионов листов бумаги, а это более 50 тысяч спасенных деревьев,  практически целый лес»,сказал Абрамкин.

Отметим, что сотрудники банка ежегодно участвуют в экологических акциях, например, в этом году волонтеры участвовали в очистке берега озера Байкал.

Поддержал банк и самую крупную всемирную экологическую акцию «Час земли». Таким образом Сбер пытается привлечь внимание населения к проблемам экологии. На сайте банка можно найти информацию обо всех его волонтерских инициативах.

Отдельно стоит отметить социальный проект для людей с инвалидностью. «В рамках этого проекта мы сделали серию видео для клиентов с особенностями слуха на русском языке. Разработали и с видео-инструкции для людей с особенностями зрения, которые помогают освоить мобильное приложение «Сбербанк онлайн» с программой экранного доступа. Таким образом Сбер разрушает еще один стереотип, что забота об «особенных» людях – это исключительно социальная благотворительная задача. На самом деле комфортно должно быть всем и везде, офисы банка и его цифровые площадки не исключение», — рассказал председатель Байкальского банка Сбербанка.

Стремясь помочь регионам, Сбер также запустил проект «Школьная цифровая платформа» — тем самым обеспечил в период пандемии доступ к лучшему образовательному контенту, сейчас им пользуются порядка 2,5 тысяч школ в России. В программу вошли и 45 школ Якутии.

«У нас большие планы на следующий год. Экологическая и социальная ответственность нашего коллектива, каждого сотрудника банка помогает нам быть больше, чем просто банк, оказывающий финансовые услуги. Мы приглашаем жителей наших регионов присоединиться к ответственному поведению именно в этой позиции», —  подводя итоги 2020 года, обратился  к населению председатель Байкальского банка Сбербанка Александр Абрамкин.

23 апреля 23.04
  • -9°
  • $ 76,42
  • 92,04