25 июня
  • 11°
  • $ 78,39
  • 91,74

От учебного класса до диспетчерской вышки: как становятся профессионалами

Авиадиспетчер из Якутска рассказал о непростом пути от практики до самостоятельной работы
От учебного класса до диспетчерской вышки: как становятся профессионалами

Каждый авиадиспетчер проходит непростой путь от практики до самостоятельной работы. Андрей Гриценко из филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» поделился своим опытом: как стажировка, допуск к работе и первые смены формируют профессионала и почему полученные знания так важны в ежедневных задачах.

«Оказалось не так страшно»

Диспетчер управления воздушным движением Андрей Гриценко родился и вырос в Якутске, окончил авиационный транспортный колледж СПбГУ ГА. С 2023 года работает в районном диспетчерском центре (РДЦ) Якутск, который обслуживает воздушное движение на международных и внутренних трассах над всей территорией республики. Здесь же на третьем курсе он проходил преддипломную практику.

«В первый день меня прикрепили к смене районного диспетчерского центра — так и началась моя практика. Всегда волнительно приходить в новый коллектив, но на деле это не так страшно: диспетчеры оказались доброжелательными и отзывчивыми, всегда старались отвечать на мои вопросы подробно и доходчиво», — рассказал Андрей.

В течение месяца молодой человек приходил по рабочему графику своей смены, все время находился рядом с рабочими местами разных секторов и впитывал информацию о нюансах работы от будущих коллег. Также посещал тренажерный центр и «летал» с инструктором.

«По итогам практики у меня не осталось никаких сомнений в том, что я свяжу свою жизнь с этой работой. Но одновременно пришло понимание, насколько эта профессия сложная и ответственная, требует постоянной учебы, постоянного повышения квалификационных знаний», — добавил диспетчер.

«Это не сравнится со сдачей английского или даже прохождением ВЛЭК»

После трудоустройства у Андрея началась стажировка для первоначального допуска к работе в качестве диспетчера УВД.

«Стажировка — это самый сложный этап в работе диспетчера, который даже не сравнится с подготовкой к сдаче английского на четвертый уровень или прохождением врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК), перед которым все так робеют. Нужно максимально настроиться на учебный процесс и не отвлекаться на развлечения», — поделился собеседник.

Во время стажировки, помимо прочего, проверяются соблюдение установленных правил обслуживания воздушного движения, ведение установленной документации, знание правил радиообмена и применения типовой фразеологии, знание радиотехнических средств, прием дежурства и подготовка рабочего места. Стажер отрабатывает на тренажере навыки по обслуживанию воздушного движения при различной воздушной и метеорологической обстановке, срабатывании системы предупреждения опасных сближений (СПОС) и других ситуациях.

По окончании стажировки практические навыки диспетчера проверялись на рабочем месте и тренажере. Стажировка завершилась изданием приказа о допуске Андрея Гриценко к работе диспетчером РДЦ на секторе «Север».

Новый этап

По словам диспетчера, первые месяцы самостоятельной работы были очень волнительными.

«С одной стороны, ты с облегчением выдыхаешь после длительной напряженной стажировки, ежедневных тренажерных подготовок и постоянного контроля инструктора, выходишь в свободное плавание, а с другой стороны, осознаешь всю ответственность, которая легла на твои плечи, и понимаешь, что отвечать за свои ошибки придется самому. Поэтому первое время я продолжал ежедневно готовиться к сменам, прокручивать в голове все возможные ситуации и быть готовым к любой из них, пока это не дошло до автоматизма», — рассказал сотрудник Аэронавигации Северо-Восточной Сибири.

Через 6 месяцев после получения первоначального допуска Андрей Гриценко начал проходить стажировку для получения последующего допуска. На сегодня у Андрея имеется допуск к четырем секторам: «Север», «Юг», «Юг1» и объединенный сектор «Юг-Юг1».

Профессия авиадиспетчера — это путь постоянного роста, где каждая стажировка и практический опыт становятся кирпичиками в фундаменте мастерства. Как показывает история Андрея Гриценко, именно реальные ситуации и наработанные навыки превращают теорию в профессионализм, а ответственность — в дело всей жизни. В авиации нет мелочей, и те, кто выбирает эту профессию, не просто работают — они обеспечивают безопасность тысяч людей каждый день.

Поделиться:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Далее