Якутские танцы, как и танцы всех народов, уходят корнями в далекое прошлое
Якутские танцы, как и танцы всех народов, уходят корнями в далекое прошлое. Национальный театр танца РС(Я) им. С.А. Зверева — Кыыл Уола представляет искусство, в основе которого лежит традиционная культура. Об этом читайте в материале газеты «Якутия», передает ЯСИА.
Светлана Бессонова, художественный руководитель Национального театра танца рассказывает:
Пройдя сложный путь профессионального становления от Государственного ансамбля Якутии до Национального театра танца республики, мы добились общепризнанных результатов. Статус театра изменил репертуарную политику.
Теперь ежегодно театр представляет премьеру одного крупномасштабного спектакля. Многие говорят – почему только один большой спектакль в год? Дело в том, что наши самобытные спектакли создаются, можно сказать, с «чистого листа». Ведь для нашего театра нет ни готового либретто, ни готовой написанной музыки. Все это весьма сложно и требует немалых творческих и финансовых вложений.
Для нашего театра композиторы сочиняют новую якутскую танцевальную музыку, хореографы совершенствуют национальную пластику. Рождается новое национальное произведение, сочетающее в себе традиционное и современное. А современный театр привлекает к себе внимание динамичностью развития, своеобразием и парадоксальностью синтеза искусств. Профессиональные требования к исполнителям, мастерству артистов с каждым годом становятся все выше и выше. Это дух времени, в котором мы живем и к которому стремимся.
Большие планы
Этот год очень значим для нашего театра – мы открыли сороковой сезон и это год 120-летия со дня рождения С.А. Зверева — Кыыл Уола. К этим датам у театра наконец-то появилась своя хорошая база – собственный (с трепетом пишу это слово) самый большой балетный зал в городе, где можно заниматься столько, сколько нужно, просторная оркестровая, костюмерная, пошивочный цех, кабинеты специалистов. Начали приспосабливаться и к маленькому Камерному залу, провели несколько мероприятий малой формы. С 1 марта начала работать детская танцевальная студия. В феврале и марте съездили с успешными гастролями в Алданский, Нерюнгринский и Томпонский районы. К юбилею С.А. Зверева-Кыыл Уола запланировали и готовили цикл мероприятий, стартовавших в феврале гала-концертом «Аар тайга ырыаhыта» («Певец величавой тайги»).
На празднование 75-летия Великой Победы 9 Мая 2020 года театр в полном составе приглашен в город Томмот с большой праздничной программой в сопровождении оркестра национальных инструментов. Готовится интересный проект Анны Томской и Уйдары Яковлевой «Сэрии кэмин о5олоро» («Дети войны»), где стихи, отрывки из произведений о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны будут читать ветераны тыла в сопровождении ансамбля «Кыл Саха».
Неожиданная ситуация с пандемией отложила все запланированные мероприятия до лучших времен.
В режиме онлайн
III Республиканский конкурс «Коллаборация хомуса» – проект солиста театра, импровизатора-хомусиста Георгия Слепцова — Ча5ылхана – в конце марта был проведен интерактивно.
Было ли такое когда-нибудь, чтобы постановка танца шла через интернет, я не знаю, но наш хореограф Долаана Федотова сейчас в режиме онлайн ставит хореографическую композицию «А зори здесь тихие…». Нам самим интересно наблюдать, как идет этот процесс. Конечно, в изоляции тяжелее всего нашему основному танцевальному составу. Чтобы не потерять форму, артисты ежедневно занимаются дома, фрагменты их занятий можно посмотреть на канале театра в YouTube. Здесь же можно увидеть спектакли и концерты, которые заведующая литературной частью Вера Черноградская добавила в видеохостинг. Но танцору обязательно нужно пространство, чтобы добиться синхронности в массовых танцах необходимо долго репетировать.
Сейчас, сидя дома, можно посмотреть многое, что не успел или не имел возможности увидеть. Кажется, это единственный плюс изоляции. Тем не менее театр – это живой организм, общение со зрителями и сегодня нам этого очень не хватает.
Артисты – люди творческие и в удаленном режиме находят новые формы. Появилась возможность остановиться и, пусть виртуально, но пообщаться с друзьями и коллегами.
Дмитрий Артемьев с музыкантами из Швейцарии запустил челлендж совместного исполнения знаменитого «Кондор Паса». А музыканты ансамбля якутских инструментов «Кыл Саха» готовят совместное исполнение с казахскими коллегами.
Не останавливается и основная работа по выпуску премьерного спектакля «Хара саhыл» («Черная лиса») по мотивам произведения С.А. Зверева — Кыыл Уола. Музыка композитора Николая Михеева разослана дирижером-постановщиком Николаем Петровым артистам оркестра и сейчас каждый музыкант изучает свою партию.
Под руководством художника-постановщика Екатерины Шапошниковой в селе Бердигестях в мастерской по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов изготавливаются декорации к спектаклю. Бердигестяхская мастерская была присоединена к театру в 2016 году. Замечательные мастера на все руки, кроме музыкальных инструментов, могут делать необходимые декорации для театра. Художник-бутафор Петр Колесов занимается реквизитом спектакля. Заведующая пошивочным цехом Галина Дмитриевна Степанова успела приобрести ткани и сейчас костюмы спектакля шьются в домашних условиях. Так что работа в театре кипит.
Первый опыт
Для меня как хореографа-постановщика это будет первая самостоятельная работа в крупной форме. До этого была хореография в постановке спектакля Николая Михеева «Оргуhуохтаах кыыс» («Девушка с коромыслом») режиссера Сергея Потапова. Но в этом спектакле было четыре хореографа – Айан Хорлу (Тыва), Людмила Антипина, Маргарита Афанасьева и я. Спектакль был посвящен 110-летию С.А. Зверева. В репертуар театра мной поставлены два детских спектакля – «Три поросенка» и «Колобок», театрализованное действие «Герой Краснояров» и танцы «Тойон чорон», «Дьоhогой эйгэтэ» («Мир божества Дьесегей»), «Дэйбиирдээх yнкyy» («Танец с дэйбиир») стали основными номерами в концертной программе. Надеюсь, что мне удастся достойно осуществить очень ответственную миссию в создании спектакля, посвященного юбилею основоположника якутского сценического танца.
Произведение «Хара саhыл» сохранилось до наших дней лишь в инсценировках драматурга И.Ф. Симонова. На этой основе Зоей Гаврильевной Поповой был написан первоначальный сценарий. А уже из него режиссер спектакля Костас Морсаан создал либретто спектакля-притчи.
Сохранилось не так много литературных произведений Сергея Зверева. И остались лишь два произведения, по которым не поставлен спектакль в нашем театре. Свой выбор мы остановили на «Хара саhыл», хотя, прочитав в первый раз, долго размышляли, чем же хотел поделиться с нами автор. Как сказал Костас: «Чем непонятнее, тем интереснее». Чем больше задумывались, тем шире становилась суть, вложенная автором в это небольшое повествование о том, как охотник выращивает у себя найденных восьмерых черных лисят, а зависть других приводит к трагедии.
Не буду заранее рассказывать все наши секреты, завершу лишь высказыванием: «Хорошая притча, как хорошая мелодия, которую, услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остается в памяти надолго, а может быть, навсегда». Несмотря ни на что премьера состоится!
Автор Светлана Бессонова
Подборка публикаций за пятницу
Гороскоп на субботу, 23 ноября
Игорь Юргин заявил о необходимости разработки программы для доступности первичной психологической помощи
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос