Какие изменения претерпели якутские национальные наряды за два века и в чем их особенность? ЯСИА беседует с известным этнографом
Невозможно представить национальный праздник Ысыах без ношения традиционных якутских нарядов. В том, какие изменения претерпела культура ношения якутской одежды за два века и чем она отличалась в разные временные промежутки истории, разбираемся совместно с известным этнографом и научным сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Александрой Прокопьевой.
Александра Прокопьева рассказала ЯСИА, что национальный костюм якутов в дореволюционный период ХХ века представлял из себя продолжение традиций XIX. Это и наличие шубы, шапки, массивных серебряных украшений. Всё это вместе должно было символизировать состоятельность человека. Особо трепетное отношение к национальным нарядам в большей степени наблюдалось в улусах. Немного другой подход был у жителей городов, которые подходили к выбору одежды и аксессуаров с точки зрения удобства — без меха и тяжелых украшений.
«После революции становится неприличным показывать своё богатство — это иногда влекло за собой последствия. Поэтому одежда становится простой. Нельзя сказать, что революция наступила и все сразу отказались от ношения своей традиционной одежды — они продолжали ее носить, но она не была столь яркой и вычурной, как это было до оговариваемого периода времени. Все начали одеваться одинаково и было трудно определить социальное положение человека», — отметила Александра Прокопьева.
В послевоенные годы начинают происходить изменения из-за проблем с наличием ткани и сменой поколений, в котором не все следовали ремесленным традициям пошива одежды, передававшимся от предков. Более ярко эти перемены проявились в 70-х годах прошлого века: люди стали носить обычную одежду, а look с национальными элементами стал частью театрализованных постановок во время торжества. «В 60-70 годы происходило формирование образа Советского Севера. Все это привело к тому, что национальные костюмы народов Якутии смешались и появились синтезированные образы. Нельзя уверять, что это была исконно якутская одежда, потому в костюмах присутствуют элементы из эвенкийской, юкагирской или чукотской культуры. Были и придуманные самими людьми элементы, использовав подручные средства. Как они представляли якутскую одежду, так ее и шили. Но якутская не в понимании этноса, а именно Якутской АССР. Поэтому в платьях, например, присутствовали заячий мех и бастынга, которую на протяжении долгого времени вообще не носили. Но затем она появляется в виде картонки, обшитой тканью и украшенной бисером», — говорит этнограф.
Изменилась и сама суть празднования Ысыаха — это больше уже не национальный праздник, а показатель единства социалистического народа. Ведь от контекста праздника зависит то, во что людям следовало наряжаться на торжественное мероприятие. Брюки, рубашки и платья надолго укоренились в обществе. Вплоть до конца 90-х годов, когда начали пробуждаться искры национального самосознания, поисков своего пути и места в огромном мире. Постепенно начинает складываться утверждение о том, что Ысыах является не просто праздником единства, но и способом самовыражения своей богатой и уникальной культуры.
До начала 2000-х годов ещё не была выработана четкая концепция национального костюма. «Мы ещё находились в поиске себя. Можно заметить в хронике, что многое было скопировано со сценических образов артистов. Люди хотели ответов, но их не было. Поэтому появляются фантазийные образы, которые в большей степени представляли из себя эстетическую красоту», — подчёркивает Александра Николаевна.
И вот наступает момент, когда якутское общество приходит к тому, что необходимо возрождать каноничные образы национальных костюмов. Прокопьева отмечает в этом направлении большую роль кандидата исторических наук, доцента ИЯКН СВФУ Светланы Петровой, которая совместно со своими мастерицами проделала колоссальную работу по восстановлению утраченных элементов и образов в национальной одежде. Все это привело к тому, что на сегодня у жителей республики есть довольно большой выбор в том, что носить и как носить: «Мы заметили, что в последние годы люди чаще выбирают традиционные образцы якутской одежды XIX века. Конечно, переделанные на современный лад».
Что касается цветовой гаммы, преобладавшей в определённый период времени, то собеседница агентства отметила, что в XIX веке главенство принадлежало чёрному и красному цветам. Могла в одежде присутствовать вставка из парчи, которая была любого цвета. Но следует отметить, что в те времена все ткани были натуральные и цветовая гамма не могла быть столь пестрой. В настоящее время люди предпочитают носить одежду городского стиля (халадай и жилетки, рубашки), цвет которых зависит от индивидуальных предпочтений самого человека.
На капитальный ремонт 122 поврежденных домов будет выделено по 200 тысяч рублей каждой семье
Лодка пропавшего мужчины плыла по реке без него
Erid: 2SDnjdUEbqg МТС объявляет о начале предзаказа на новые модели смартфонов серии HUAWEI Pura 80. Старшая…
Указ президента Российской Федерации от 31 июля 2025 года
При содействии фонда «Защитники Отечества» Александра Матвеева направили в Центр медицинской реабилитации и спортивной медицины
Исследование также показало, на каких онлайн-платформах дети проводят больше всего времени