Святослав Федоров – аспирант, начальник отдела развития молодежной науки в департаменте науки и инноваций СВФУ
Студенчество – ключевой этап на пути к взрослой жизни. Это не только учеба, но и другие важные дела: дружба и любовь, смелые мечты и новые цели, первые профессиональные успехи. По крайней мере, именно так описал его Святослав Федоров – аспирант, начальник отдела развития молодежной науки в департаменте науки и инноваций СВФУ.
— Святослав, здравствуй! Давай вспомним начало твоего обучения. Почему выбрал исторический факультет?
— Любовь к истории привил мой отец. Подозреваю, что он и назвал меня в честь одной исторической личности, великого полководца. Я с интересом слушал папины рассказы о древних и средневековых баталиях, любил рассматривать исторические иллюстрации в книгах. После окончания школы выбор был очевиден – я подал документы только на исторический факультет, только на направление “История международных отношений”. Когда узнал, что приняли на коммерческой основе, конечно, немного расстроился. Я бесконечно благодарен родителям, они помогли обеспечить достойное образование. Учился активно и усердно – думаю, каждое мое участие в конференциях и выезды с экспедициями с лихвой окупили затраты на обучение.
— Куда ездил?
Побывал в Москве, Новосибирске, Иркутске, Чите, Улан-Удэ. Также съездил в Монголию и Казахстан, там мы проводили археологические и этнографические исследования – в частности, изучали скотоводческий образ жизни населения. На основе этих полевых данных написал выпускную квалификационную работу. Она была посвящена сравнению скотоводства якутов, казахов и монголов.
— Чем еще запомнилось твое студенчество?
— Мне было интересно практически все. Какое-то время играл в команде КВН, заглядывал в профсоюз, посещал разные университетские мероприятия. Больше всего заинтересовал научный кружок «Культурная антропология», в котором студенты углубленно изучали вопросы этнографии, антропологии и археологии. Я попал к ним в конце первого курса, весной 2013 года. Помню, что руководители кружка позвали многих ребят из моей группы в поход. Меня среди приглашенных не было, но я напросился пойти с ними. Этот случай изменил многое. Я увидел, что следы прошлой жизни буквально лежат под ногами – во время выезда мы нашли осколки керамики, фрагменты орудий труда и охоты. В этих невзрачных обломках таилось столько информации! «Кто их создал?», «Как они сюда попали?», «Сколько им лет?». Вопросы появлялись один за другим и, в конце концов, привели меня к собственным исследованиям.
— То есть в науке ты благодаря случайному знакомству с кружковцами?
— Думаю, что все случилось благодаря нашим руководителям. Они так ярко рассказывали о деятельности кружка, о том, какие перспективы могут открыться перед нами. Не хотелось расставаться с дружным коллективом, с волнующей атмосферой новых открытий. Я и сейчас благодарен «Культурной антропологии», до сих пор являюсь кружковцем – вот уже почти десять лет.
Настоящее случайное знакомство в студенчестве произошло, когда я встретил девушку, которая стала моей любимой супругой. Можно сказать, что и тут не обошлось без науки – мы познакомились в экспедиции в Хангаласском районе.
— Значит, магистратура и аспирантура стали логическим продолжением профессионального пути?
— Да, в 2016 году я целенаправленно поступил в магистратуру, решил изучать этнографию. Параллельно стал заведующим кабинета кафедры «Всемирная история и этнология», потом – координатором научно-исследовательской работы студентов, молодых ученых и специалистов исторического факультета.
На втором курсе уехал в Германию по стипендии профессора Уллы Йохансен. Проходил исследовательскую стажировку в Гамбургском университете, познакомился с иностранными коллегами, в целом узнал, как работают в западном научном сообществе. Собранный во время стажировки материал лег в основу магистерской работы, в которой я изучил влияние климатических изменений на жизнь скотоводов Якутии.
Уже будучи аспирантом, продолжил работу на кафедре. С октября 2020 года занимаю нынешнюю должность в Департаменте науки и инноваций. Также являюсь младшим научным сотрудником отдела истории и арктических исследований в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук. (ИГИиПМНС СО РАН). Под руководством к.и.н. Сулейманова А.А. я продолжаю анализировать влияние изменений климата на общий уклад жизни жителей Якутии.
— Насыщенная предыстория получилась! Теперь о настоящем. Чем занимается отдел развития молодежной науки?
— Мы стремимся создавать для студентов, аспирантов и молодых ученых такие условия, в которых они могли бы свободно и плодотворно развивать свою научную деятельность. В первую очередь, речь идет о материальной поддержке исследований и проектов.
— Расскажи, пожалуйста, подробнее.
— Например, осенью 2020 года состоялся конкурс на соискание финансовой поддержки для подготовки и опубликования научных статей аспирантов и молодых ученых. По его итогам были отобраны 17 работ для публикации в авторитетных научных журналах. Не секрет, что современная наука – это определенные затраты. Например, молодым ученым-естественникам может потребоваться закупка дорогого оборудования, реактивов и т.п.
Другое важное направление нашей работы – проведение консультаций, помощь в организационных и технических вопросах. В первую очередь, это касается студентов младших курсов, которые еще не знакомы со всеми правилами и особенностями научной деятельности.
Для нас важно поймать настроение молодежи, уметь говорить на ее языке, оставаться креативными. Современная наука – это не только академизм и официальный язык, она может быть яркой, смелой, неординарной. Именно такой ее видит молодое поколение, и это здорово, это отличное развитие, особенно для нашей республики.
— С чего начинается знакомство студентов с наукой?
— Каждую осень для первокурсников проводится семинар «Введение в научную деятельность». Преподаватели и работники университета рассказывают об основных направлениях научно-исследовательской работы, академической мобильности и грантовой деятельности. Своим опытом делятся молодые ученые, которые недавно были такими же обычными студентами. Основная задача семинара – вовлечь, вдохновить, показать, что большая наука это не что-то запредельное. Каждый, у кого есть интерес, может стать настоящим ученым. Необходимо только этот интерес распознать и развить. Не стесняться начинать с малого и прикладывать чуть больше усердия, чем обычно.
— В итоге, много студентов идут в науку?
— В принципе, каждый учащийся уже занимается наукой. Ведь в процессе обучения он должен овладеть научными методами работы, чтобы в итоге успешно представить свою ВКР. Но все же на примере 2020-2021 уч. года видно, что около 8 тыс. ребят, или 60% от общего количества студентов в университете, вовлечены в научную деятельность больше других. Под этой активностью подразумевается посещение разных научных мероприятий, участие в конференциях и публикация научных статей, членство в студенческих кружках.
— С какими сложностями столкнулся на новой должности?
— В настоящий момент все сложности связаны с ограничениями из-за пандемии. Популяризировать научную деятельность только онлайн не так легко, как может показаться. Мы постоянно ищем и пробуем новые способы нашей работы в условиях дистанционного обучения. Например, снимаем видеоролики, как ведущие ученые отвечают на оригинальные и актуальные вопросы науки. Я сейчас говорю о проектах “Научный журнальный клуб” и “Наука: за пределами известного”.
— А что тебя вдохновляет в работе?
— Осознание того, что кто-то благодаря нашей деятельности станет выдающимся ученым, прославит республику. Я рад быть причастным к работе большого профессионального сообщества, которое помогает студентам по-настоящему раскрыть их научный потенциал.
— Ты довольно успешен в профессиональном плане. Есть куда расти дальше? Какие у тебя сейчас цели?
— Конечно, человеку всегда есть куда расти, развиваться. Главная цель этого года – защита диссертации. Я изучаю процесс трансформации охотничьей деятельности якутов в XVII-XXI вв. Особенно интересно наблюдать за изменениями в культурном восприятии охоты – сегодня она уже не является основой жизнеобеспечения, но продолжает развиваться в качестве активного досуга. Возможно, когда-нибудь я создам по-настоящему фундаментальный труд по этой проблеме. Это моя исследовательская мечта.
— Твой совет всем студентам.
— У меня их два. Первый совет – всегда задавайте вопросы! И ищите на них ответы. Не бойтесь, как кажется, «глупых» вопросов. Ведь только так можно услышать ответ на интересную вам тему. Не спрашивать ничего и подавлять потребность в знании – вот что действительно глупо. Вопросы и поиск ответов – это главные инструменты обучения, любого исследования. Задавайте вопросы себе, преподавателям, поисковику, книгам и источникам. И пусть каждый найденный ответ приближает вас к истинному знанию.
— Полностью с тобой согласна!
— Второй совет – находите единомышленников и товарищей по интересам. Представьте, что кто-то исследует некую тему и бесконечно сидит в библиотеке, окруженный книгами. Да, само по себе это неплохо. Но если познакомиться с такими же увлеченными студентами и преподавателями, будет гораздо лучше. Современная наука – это огромное сообщество, в котором важно уметь общаться, быть в курсе деятельности многих ученых. К тому же, актуальные темы часто находятся на стыке нескольких дисциплин. Общайтесь с разными исследователями – это поможет определиться с собственными научными интересами, принесет еще больше уверенности и вдохновения для работы.
Автор: Евгения Бечерякова
Это полнолуние пройдет в знаке Близнецов, что придаст ему особую динамичность и активность
Акция вызвала огромный интерес женщин Алданского района
На исход встречи повлияли выступления юношей, женщин и ветеранов
Продавец предлагает килограмм якутского снега за 200 рублей
Сбер и Росзаповедцентр Минприроды России будут разрабатывать зелёные технологии для восстановления экосистем
Документ нацелен на усиление борьбы с мошенничеством