Об особенностях, обычаях, а также о том, кому запрещено ступать на озеро, читайте в материале ЯСИА
В Якутии — разгар сезона подлёдной рыбалки на карася, который здесь называют «мунха». Для народа саха — это своего рода зимний праздник со своими обрядами и обычаями. Выходят на зимнюю ловлю всей деревней, приезжают также и с других регионов. Корреспондент ЯСИА побывала на такой рыбалке в Намском районе и узнала все тонкости древней якутской традиции, и почему некоторых людей не допускают к мунхе.
Отправились мы вместе с сопровождающим из села Тумул Модутского наслега Данилом Макаровым к озеру Болбун, расположенном в 15 километрах от села. Присоединились к мунхе жители деревни, глава наслега, представители молодёжных организаций и министерства молодёжи республики.
Обычно «мунхой» обозначают сам процесс подлёдной рыбалки на карася. Само слово переводится на русский язык как «невод». Ещё с древних времён он состоит из двух крыльев длиной до 100 метров. Вся пойманная рыба сбивается в мешок в центре невода, который называется «мотня».
Традиционно зимняя рыбалка начинается в начале ноября в Якутии, когда озёра покрываются достаточно крепким слоем льда. Заканчивается на большей территории Якутии — спустя месяц. В некоторых же районах выходят на мунху практически на протяжении всей зимы.
При удачной рыбалке за один раз можно поймать несколько тонн карасей. Поэтому главное условие, которого придерживаются все рыбаки, после улова дать озеру отдохнуть два-три года.
«Мы оставляем близлежащие озёра для населения, чтобы все желающие от мала до велика без трудностей смогли добраться и запастись впрок рыбой на зиму. Только на территории нашего наслега есть около 30 озёр, поэтому места всем хватает. Отслеживаем в администрации, какие озера заняты, а на каких можно в этом году устраивать мунху», — говорит глава Модутского наслега Ефим Гоголев.
Рыбаки спешат успокоить и развеять миф о том, что вылавливают всю рыбу. Заверяют, что такая рыбалка, наоборот, очищает озёра и спасает карасей от гибели.
Якутский карась известен своей питательностью, благодаря витаминам А, С, Е поддерживается иммунитет в норме. Также рыба позволяет уберечься от цинги. Как раз во время мунхи карась уже нагулял жир и становится особенно ценным и вкусным. Рыба традиционно занимает важное место в рационе местных жителей.
Для нас мунха — это древняя традиция, которая спасла от голода в самые трудные времена многих якутян
За раз при удачном исходе на каждого рыбака приходится мешок, а порой два мешка карася. Но это уже как дедушка Байанай будет благосклонен, говорят участники мунхи.
Перед началом мунхи старший и самый опытный рыбак проводит обряд «кормления» и задабривания духа — покровителя охотников и рыбаков в якутской мифологии Баай Байаная. По обычаю разжигается небольшой костер, и со словами благодарности в огонь преподносятся оладьи. Затем участники мунхи проходят обряд очищения, обойдя костер по кругу по направлению солнца три раза.
Не допускаются к такой рыбалке люди, которые были на похоронах до истечения 40 дней и беременные женщины. Объясняют рыбаки это тем, что природа чувствует таких людей и не делится дарами.
«У нас был случай, когда нам не попалось ни одной рыбы. Все посмотрели друг на друга, оказывается, среди нас был человек, который не так давно был на похоронах. Возможно, это мистика, но мы всё сразу поняли», — вспоминает Ефим Гоголев.
Главное правило мунхи — никто не должен стоять без дела. Даже, если это ребенок. К слову, самым маленьким участником рыбалки был восьмилетний начинающий рыбак, который пришёл со своими родителями.
«Обычно самых юных мы отправляем шугать рыбу, чтобы загнать её в невод. Называем их «нырыыһыттар». Ребята изо всех сил стучат «нырыы» — длинной палкой через прорубь по дну озера», — рассказывает наш собеседник.
Удачной рыбалка будет, если все будут работать сплочённо, ведь это крайне трудоёмкий процесс. Во главе большой компании обычно есть мастера мунхи, которые отлично знают особенности местности и указывает место, где нужно прорубить проруби, через которые спускают и вытаскивают невод. Руководили бригадой опытные рыбаки Иван Макаров, Егор Алексеев и Тимофей Попов.
Они объясняют, что самые выносливые делают примерно на одном расстоянии от прорубей лунки с обеих сторон. Через эти лунки протаскивают так называемые «крылья» невода. К крыльям привязывают верёвки с палками, которые направляют подо льдом к лункам. У каждой лунки их ловят деревянным крюком и пускают дальше до финишной проруби. Именно отсюда вытаскивают «мотню».
К каждому этапу мунхи подходят с ответственностью и тщательной подготовкой. Уже когда наступает время вытаскивать невод, расчищают место для рыбы. Карасей черпают из проруби сачками суур и выносят на расчищенный лёд. Затем наступает самая приятная часть — пойманную рыбу делят обязательно поровну между всеми участниками мунхи.
Уже ближе к выводу невода из проруби мы заметили, как рыбаки оглядывались по сторонам, будто кого-то искали. Увидев вдали ворона, даже обрадовались. Как оказалось, кружащий в небе во время мунхи чёрный ворон — хороший знак, сулящий удачный улов. И действительно, на этот раз дедушка Байанай был благосклонен.
Фото и видео: Анастасия Филиппова, ЯСИА
Гендиректор центра Ольга Вешникова выступила на форуме «Российская креативная неделя — Дальний Восток»
Свои паспорта получили шестеро школьников
Собравшиеся чествовали героев, которые проявили самоотверженность, мужество и отвагу
Разработчик и бизнесмен пообщался с якутскими студентами на тему будущего робототехники и якутских стартапов
Что звезды «нашептали» знакам зодиака в первый рабочий день недели
Гость рассказал, что его связывает с Якутией