Опора или проблема: Что даст коренным народам одноименный реестр?

В России пытаются создать систему учета коренных народов
16:17, 20 ноября 2018
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В России готовится к рассмотрению Госдумой законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», более известный как закон о реестре КМН. Речь идет о создании единой базы данных, которая будет учитывать всех представителей коренных народов. По мнению инициаторов законопроекта, это позволит решить вопрос идентификации для граждан, относящихся к этой категории. В том, что представляет собой новый законопроект — разбиралось ЯСИА.


Вопрос о необходимости механизмов идентификации представителей коренных малочисленных народов России ставится все острее. В первую очередь, это связано с системой преференций, которые предусматривает для этой категории граждан российское и региональное законодательство. В частности, представители коренных малочисленных народов имеют право беспрепятственно охотится и ловить рыбу для собственных нужд, осуществлять традиционные виды хозяйствования на ряде защищенных законом территорий, имеют социальные льготы. Однако зачастую реализация этих гарантий упирается в необходимость подтверждать свой статус, что на сегодня проблематично. После того, как была убрана графа «национальность», единого механизма идентификации нет. Якутия была последним регионом, который выдавал вкладыш к паспорту, в котором указывалась принадлежность к коренным малочисленным народам Севера, но с 2016 года эту практику отменили.

Как следствие возникла необходимость разработки альтернативного механизма учета и идентификации представителей КМН. На сегодняшний день таким механизмом и видится создание Реестра коренных малочисленных народов.

Как будет формироваться Реестр

Согласно законопроекту, федеральный реестр малочисленных народов будет представлять собой базу данных на электронных и бумажных носителях, вести которую будет Федеральное агентство по делам национальностей. В дальнейшем именно регистрация в реестре станет правовым основанием для подтверждения этого статуса.

Включение в реестр будет делаться по личному заявлению, также направлять данные в базу данных смогут региональные органы исполнительной власти. Зарегистрированному гражданину будет выдаваться выписка, которая может быть использована им как документ, удостоверяющий его принадлежность к коренным малочисленным народам РФ. Она будет подтверждать право гражданина на получение прав, социальных и экономических, предусмотренных законами РФ.

Благо или лишняя бюрократия?

По словам члена думского комитета по делам национальностей Григория Ледкова, принятия закона ждут, так как он должен снять ряд вопросов, касающихся обеспечения гарантий представителей КМНС.

«В первую очередь он должен обеспечить особый статус коренных в глазах представителей любых надзорных органов. Важно, чтобы любой представитель КМНС мог заниматься привычной деятельностью на своих родовых территориях, и никто не мог при этом обвинить его в браконьерстве или незаконном предпринимательстве», — говорит он.

Однако, как отмечают многие эксперты, несмотря на благую цель, в том виде, в котором он предложен, Реестр не сможет полностью снять возникающие спорные вопросы.

По мнению эксперта по взаимодействию КМНС с предприятиями нефтегазовой отрасли Финансового Университета при правительстве РФ Андрея Иванова, законопроекту не хватает четкого разъяснения, что является «местом традиционного проживания», «традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов», что может повлечь в будущем проблемы с правоохранительными органами. Также он считает необходимым предусмотреть законом включение в реестр членов семей КМНС, не являющихся КМНС по рождению – жен, мужей, детей.

Руководитель региональной общественной организации Денис Лашин пошел дальше и предложил переименовать его в «Реестр коренных малочисленных народов и членов их семей», для того, чтобы у чиновников и юристов было сформировано правильное отношение к этому документу.

Эксперт по устойчивому развитию территорий Елена Балдеску, обращает внимание на то, что предусмотренный законом пакет документов на включение в Реестр может стать камнем преткновения именно для тех, ради кого этот реестр и создается – тундровых охотников, рыбаков и так далее.

«Нам необходимо добиться, чтобы человек, являющийся потомком конкретного рода и ведущий традиционный образ жизни на конкретной родовой территории был включен в реестр. А в нынешнем проекте наоборот — требуется представление документов, которых может и не оказаться у тундровика, но их отсутствие никак не меняет его статус КМНС. Как раз, при составлении реестра и будет выясняться у кого из представителей КМНС все еще не получен на руки СНИЛС или ИНН. И при следующем контакте с госорганами можно ему их выдать. А из нынешнего текста проекта наши чиновники на местах могут сделать вывод, что при отсутствии всего пакета документов – человека в реестр можно «не пущать», — говорит она.

Ни нашим, ни вашим

По словам уполномоченного по правам КМНС в Якутии Константина Роббека, сегодня в отношении представителей коренных народов есть две основные задачи. Во-первых, это, собственно подтверждение статуса, который в дальнейшем позволит вести статистический учет, реализовывать государственную политику в части сохранения культурного наследия. Во-вторых, обеспечение прозрачности государственной поддержки родовых общин, ведущих традиционные виды хозяйствования. Ни ту, ни другую предложенный вариант не решает в полной мере.

Действительно, согласно законопроекту, в Реестр предложено включать лиц, указанных в частях 1 и 3 статьи 3 ФЗ «О государственных гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».  А именно, лиц, «относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания   и   традиционной   хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами», а также «не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в   местах   традиционного   проживания   и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации». Таким образом, основным критерием выступает ведение гражданином традиционных форм хозяйствования.  Однако далеко не все представители коренных народов сохраняют традиционный уклад жизни, многие занимаются современными видами деятельности. Соответственно, возникает закономерный вопрос на каких основаниях они будут включаться в реестр.

По мнению Роббека, в предложенном варианте Реестр коренных народов, несмотря на название, таковым не является, так как направлен, прежде всего, на решение вопросов, связанных с  социально-экономической поддержкой коренных малочисленных народов, в том числе, с правом неограниченно пользоваться ресурсами для собственного потребления.  Если же говорить о КМН в целом, то туда необходимо включать всех, кто разделяет культурные ценности, сохраняет язык и т.д.

«Это неотъемлемое конституционное право каждого гражданина, причислять себя к представителям того или иного народа. Думаю, что применительно к обсуждаемому документу нужно назвать его Реестром граждан, ведущих традиционный образ жизни. Параллельно с этим нужно разработать механизм статистического учета представителей коренного населения и порядок определения ими своей национальной принадлежности. Сейчас этого нет», — отметил он в комментарии ЯСИА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
25 апреля 25.04
  • -5°
  • $ 92,51
  • 98,91

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: